«Больная девочка», Эдвард Мунк

«Больная девочка», Эдвард Мунк 1886г. Холст, масло. Размер: 119,5х118,5 см. Национальная художественная галерея, Осло Знаковая работа в творчестве художника. Сам автор считал ее очень важной для

1886г. Холст, масло. Размер: 119,5х118,5 см. Национальная художественная галерея, Осло
Знаковая работа в творчестве художника. Сам автор считал ее очень важной для своего становления и впоследствии называл её «своим прорывом». В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза.
«Больная девочка», одно из первых крупных полотен Мунка, впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года.
Картина вызвала скандал. Критики были возмущены не сюжетом картины, а тем, как она была исполнена — в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»; даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
С тех пор карьера Мунка пошла в гору — от скандала к скандалу.
На картине мы видим трогательную сцену: пожилая женщина склонила голову у постели больной девочки. Героиня, бледная рыжеволосая девочка, словно излучает свет. Создается ощущение, что мы наблюдаем, как сама жизнь покидает хрупкое детское тело.
Обилие черного цвета подчеркивает трагизм и неотвратимость надвигающейся смерти. Несколько цветовых акцентов оживляют мрачную комнату, но общая атмосфера работы довольно тяжелая.
На этом фоне взгляд больной, мягкий, спокойный, покорный — заставляет зрителя остро ощутить все страдания ребенка, его непонимание происходящего.
Автор выбрал для модели девочку, которую увидел случайно, посетив больного вместе с отцом. Там его поразила 11-летняя сестра больного, утешавшая его со слезами на глазах. Художник был настолько ошеломлен состраданием и добротой ребенка, что позже использовал «лицо» девочки для нескольких своих картин, среди которых эта — самая известная.
После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства» под похожими предлогами; сейчас он находится в Галерее Тейт в Лондоне.

Источник

Ваш комментарий