27 августа 1862 — 1930) — русский живописец, передвижник. Абрам Архипов родился на Рязанщине, в крестьянской семье, и не случайно жизнь русского крестьянства стала главной темой его творчества.
«Именно Абрама Архипова можно считать тем, кто после многовекового застоя заново открыл красный цвет в русской живописи, всю его силу и огненную мощь — то ли красного солнышка, то ли страшного пожара… От него идут красные бабы и Малявина и Соловицкого…» (Стоцкий Ш.И.)
С детства Архипов рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно», как сам вспоминал впоследствии. Мальчик учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться и поступить в это училище. Годы занятий в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с периодом средоточия здесь уникальных педагогических сил. Художники, у которых учился Архипов, — В.Г.Перов, И. М. Прянишников, А,К.Саврасов, В.Е.Маковский, В. Д.Поленов — являлись наиболее крупными живописцами эпохи.
Особенно значительную роль в становлении Архипова как художника сыграли Перов, еще ранее обратившийся к крестьянской теме, и Поленов, один из первых русских пленэристов.
В годы учения Архипов много работал самостоятельно, летом ежегодно ездил на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды. Сохранилось немало его жанровых картин той поры. На них запечатлены различные эпизоды из жизни крестьян: «В лавке старьевщика» (1882), «Пьяница» (1883), «Водопой» (1883) и др. Два учебных года — с сентября 1884 по февраль 1886 г. — Архипов занимался в Петербургской Академии Художеств, где повышал свое профессиональное мастерство, а осенью 1886 г. возвратился в МУЖВЗ.
В 1887 г. за картину «Посещение больной» молодой живописец получил большую серебряную медаль и звание классного художника. Началась самостоятельная творческая деятельность Архипова, протекавшая в основном в Москве. Он сотрудничал с ТПХВ, членом которого стал в 1891 г. Его неослабевающий интерес к жизни деревни отразился в картинах, написанных сразу же по окончании МУЖВЗ: «Пересуды», «На Волге» (обе 1888-89), «Деревенский иконописец» (1889).
В картине «На Волге» впервые Архипов подошел к решению одной из основных проблем современной ему пленэрной живописи — изображению человека на открытом воздухе; здесь складывается тип жанровой картины, где эмоциональное состояние человека передается главным образом через пейзаж. Эти же проблемы, но уже с большим размахом, с эпическим звучанием и с возросшим художественным мастерством решаются живописцем в картине «По реке Оке», экспонировавшейся на XVIII выставке ТПХВ в 1890 г. и принесшей автору подлинный успех.
В 1890-х гг. процесс объединения пейзажа и жанрового сюжета в одной картине, характерный для русской живописи данного периода, продолжается у Архипова в работах «Радоница» (1892), «Лед прошел» (1894- 95), «На реке» (1898), «Проводы крестного хода» (вторая половина 1890-х гг.). Глубоко поэтичная, проникнутая настроением умиротворенности картина «Обратный» (1896) словно подводит итог поискам художника в области лирического крестьянского жанра. В 1896 г. на XXIV передвижной выставке появились две близкие по теме картины: «Смена. Углекопы» Н. А. Касаткина и «Поденщицы на чугунолитейном заводе» А. Е. Архипова. Оба живописца, каждый по-своему, откликнулись на происходивший в эти годы процесс пролетаризации крестьянства, связанный с развитием промышленности. Так вошла в творчество Архипова социальная тема, которая получила глубокое и законченное воплощение в известной его картине «Прачки» (первый вариант — конец 1890-х гг., второй вариант- 1901). Замысел этой, может быть, наиболее значительной картины мастера возник после посещения им прачечных близ Смоленского рынка в Москве. Здесь, по воспоминаниям самого художника, он «увидел старую женщину… устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть… Все живописно — пар клубится, усталость старухи…». Этот образ измученной постоянным изнурительным трудом женщины придает особую выразительность второму варианту картины.