1910г. Холст, масло. Размер: 32х27,5 см. Музей Леопольда, Вена
Картина, написанная 20-летним художником, является одной из самых выразительных работ Эгона Шиле. Первым владельцем был Артур Росслер. Он получил картину в подарок от художника и повесил в своем кабинете. В 1911 году Шиле написал Росслеру: «Только сейчас мне пришло в голову, что «Мертвая мать» — одна из моих лучших работ».
Картины источает трагедию: черты матери измождены, глаза разбиты, а голова неестественно повернута в сторону, когда она нежно обнимает своего ребенка. Язык цвета очень выразителен. Кожа матери окрашена в прохладные и землистые цвета — жизнь кончена, ее тело — мертвая оболочка для ребенка, который вырос внутри нее.
Малыш кажется безнадежно потерянным; смерть матери предопределила его судьбу. Он сильно раскрашен—можно почти представить себе, как под его кожей течет красная кровь. Ребенок оказался в ловушке — в тесном пространстве, окруженном мертвенностью. Вокруг и сверху него бледная, изможденная, измученная мать, держащая его крепко. Это объятия смерти. Никакого спасения нет.