«Лодка Харона», Хосе Бенльуре-и-Хиль

«Лодка Харона», Хосе Бенльуре-и-Хиль 1919г. Холст, масло. Дом-музей José Benlliure y Gil, Валенсия, Испания Картину испанского художника Хосе Бенльюре-и-Хиля «Лодка Харона» (1919) можно назвать

1919г. Холст, масло. Дом-музей José Benlliure y Gil, Валенсия, Испания
Картину испанского художника Хосе Бенльюре-и-Хиля «Лодка Харона» (1919) можно назвать одним из наиболее экспрессивно окрашенных полотен, отражающих сюжет античного мифа. Харон в греческой мифологии — это перевозчик душ умерших через реку Стикс в Аид.
Тяжелая, до предела обостренная эмоционально-смысловая направленность произведения была обусловлена страшным событием, изменившим ход истории – Первой мировой войной. Отличавший ее необыкновенно жестокий характер, появление орудия массового поражения, уносящего жизни десятков тысяч людей, формировали в обществе ощущение потерянности, разочарованности, страха. Античный сюжет с его мортальной доминантой позволил художнику передать атмосферу безысходности, ужаса перед будущим.
Важную роль в создании драматичности полотна играет цветовая гамма. В качестве основных художник выбирает лиловые, свинцовые, фиолетовые оттенки, что символически подчеркивает мотив смерти, угасания, скорби.
Харон, ведущий ладью, напоминает образы, созданные Вергилием и Данте. Он стар, безобразен, злобен, его иссохшее тело покрывают обрывки плаща, взгляд безумен. Кажется, что перевозчик душ потерял направление в страшном сумраке ночи, и челнок, влекомый бурными волнами, плывет на встречу пугающей неизвестности.
Атмосферу вселенского ужаса усиливают образы душ умерших. Художник мастерски передает отчаяние тех, кто находится в лодке. Одни стенают, другие, уже обессиленные страданиями, безучастны, третьи со страхом смотрят на беснующегося Харона. Важную смысловую деталь выполняет погребальная одежда на персонажах. Живописцу удается создать видимость ее ветхости, тления, за которыми угадывается мотив разложения, гниения человеческих тел. Усиливают драматизм сцены фигуры плывущих за бортом ладьи, напоминающих скелетов, обтянутых кожей, которые из последних сил тщетно пытаются взобраться на утлое судно. В сопоставлении с концепцией античного мифа представляется абсурдным изображенное художником тело утопленника рядом с челноком, однако в культурно-историческом контексте этот образ ярче, рельефнее подчеркивает тему ужасов войны».
Хосе Бенльуре-и-Хиль – испанский художник, в творчестве которого преобладала религиозная тематика. Фамилии у испанцев двойные: состоят из первой фамилии отца и первой фамилии матери. Родился в 1855 году в Валенсии в семье художника и театрального декоратора. Учился живописи у Франсиско Мартинеса Маркеса. Один из его братьев, Мариано Бенльюре-и-Хиль был скульптором, а другой Хуан Антонио Бенльюре — художником. Был отцом художника Жозепа Бенльюре-и-Ортиса, известного как Пеппино, который родился в Риме в 1884 году.

«Лодка Харона», Хосе Бенльуре-и-Хиль 1919г. Холст, масло. Дом-музей José Benlliure y Gil, Валенсия, Испания Картину испанского художника Хосе Бенльюре-и-Хиля «Лодка Харона» (1919) можно назвать

«Лодка Харона», Хосе Бенльуре-и-Хиль 1919г. Холст, масло. Дом-музей José Benlliure y Gil, Валенсия, Испания Картину испанского художника Хосе Бенльюре-и-Хиля «Лодка Харона» (1919) можно назвать

«Лодка Харона», Хосе Бенльуре-и-Хиль 1919г. Холст, масло. Дом-музей José Benlliure y Gil, Валенсия, Испания Картину испанского художника Хосе Бенльюре-и-Хиля «Лодка Харона» (1919) можно назвать

Источник

Ваш комментарий