Передвижники открещивались от художника Николая Корнилиевича Бодаревского и снимали его полотна с вернисажей.
Передвижники — особая каста русских художников, оставивших после себя ценнейшее наследие в сокровищнице мирового искусства. Все знают имена самых выдающихся из них, но сегодня речь пойдет о практически забытом передвижнике Николае Бодаревском, которого коллеги по цеху считали совершенно чужим в своей среде. Предпринимались попытки изгнать его из товарищества, но по уставу этого сделать было нельзя, а сам Бодаревский так и не порвал с ними, оставаясь членом Товарищества вплоть до 1918 года.
На рубеже 19-20 столетий Николай Бодаревский относился к очень востребованным художникам. Его картины тиражами воспроизводились на эстампах и открытках. У мастера-портретиста не было отбоя от заказчиков. Но больше всего он раздражал некоторых коллег своей незаурядной внешностью и нестандартным поведением.
«Высокий и довольно красивый, в золотом пенсне и с надменным выражением лица Бодаревский строил из себя художника-барина какой-то высшей марки. Необычайно напыщенный и салонный тон, французская речь с дамами, целованье их ручек, обхаживание денежных особ и, несмотря на довольно значительный заработок, постоянная задолженность… Во всем был сумбур и художественная пошлость.» — так он был охарактеризован в воспоминаниях Т. Л. Щепкиной-Куперник.
Ключевой претензией к творчеству художника была — тематика. Передвижники, следуя правилам, старались запечатлевать «подлинную жизнь» простого народа, которую зачастую видели в изображении бедных крестьян, нищих, пропойц, религиозных фанатиков на церковных праздниках.
Многие передвижники видели в Бодаревском мастера женских портретов и порнографических «ню», причем безбожно идеализированных и льстивых. Коллеги страшно критиковали художника за отсутствие на его полотнах социальной остроты.
Главным оппонентом Николая Корнилиевича был Ефим Волков, среднего таланта пейзажист, нынче абсолютно забытый. Один вид Бодаревского вызывал у него лютую ненависть, и он не упускал случая довести инцидент до драки.
Впрочем, отделаться от чуждого многим живописца было весьма затруднительно. Устав сообщества не предполагал исключение из членства за несоответствие художественных средств и приемов в творчестве. Так и остался Бодаревский тяжким крестом для передвижников. После революции художник перебрался в родную Одессу, тем самым отстранившись от товарищества. В 1921 году Николай Корнилиевич на 71 году жизни умер, а в 1923-м распалось и само передвижничество.