Самая известная рукопись эпохи македонского ренессанса. Само слово Псалтырь (или Псалтирь) происходит от названия струнного щипкового музыкального инструмента псалтерия, под аккомпанемент которого часто исполнялись церковные песни (гимны) — псалмы. Парижский Псалтырь получил свое название из своего современного местоположения, Парижской Национальной Библиотеки. Эта рукопись, как и большинство средневековых аналогов, была сделана не из бумаги, а из тщательно подготовленных шкур животных.
Парижскую псалтырь украшают 14 полностраничных миниатюр в орнаментальном обрамлении. Они выполнены на сюжеты Ветхого Завета, характеризуются вниманием к пейзажам и архитектурным элементам. Изображения рукописи характеризуются подражанием античному искусству. Прототипом для миниатюр послужила александрийская рукопись IV века, однако есть мнения, связывающие происхождение прототипа с Малой Азией.
На многих миниатюрах представлены аллегорические изображения и персонификации (например, рядом с Давидом, играющим на арфе, помещено изображение персонификации Мелодии, а ночь изображена как женщина с горящим факелом и покрывалом, распростёртым над её головой). Стилизация под позднеантичное искусство настолько достоверна, что долгое время многие исследователи датировали псалтырь существенно более ранним периодом, чем X век.