Термин происходит от французского gris — серый) – техника живописи, в которой тон передается с помощью цвета. Этот прием часто используют в крупных произведениях для передачи объема скульптурного изображения. Встречаются произведения, в которых, по замыслу художника, гризайль становится основной техникой исполнения картины, а иногда наряду с классической живописью цветом используется для изображения композиционной детали в виде скульптуры.
В произведениях стиля гризайль, выполненных старыми мастерами, использовались градации серого, черного или коричневого цветов. Работы в коричневых оттенках появились в XII веке после запрета Ордена цистерианцев на использование цветных изображений для оформления церквей. Витражи, выполненные в коричневых тонах, назывались брюнайль (сам термин появился только в XVII веке). Реже встречались произведения в оттенках зеленого – вердайль. Сегодня этих различий не делают, и любые произведения живописи, выполненные при помощи одного цвета, называются общим термином «гризайль».
Произведения в оттенках одного цвета создавали Босх и Вермеер, Тициан, Рембрандт, ван Дейк. Многочисленные слои одной краски разных тонов использовались мастерами для того, чтобы передать внутреннее свечение изображения – будь то скульптура или человеческое тело. Таковы, например, внутренние панели Гентского алтаря с изображениями Адама и Евы, внешние створки триптиха «Поклонение волхвов» Иеронима Босха. Джотто использовал гризайль при росписи нижней части фресок в часовне Скровеньи в Падуе. Приемы монохромной живописи использовали в своих работах Ганс Мемлинг, Франсуа Буше, Илья Репин. Технику гризайль использовали при росписи стен, имитируя ниши, скульптуры, арки и лепные детали, которые поражали своей реаистичностью. Такие элементы можно найти в росписи Лувра и Эрмитажа, а также на сводах Сикстинской капеллы. Принцип монохромности также применяют в керамике при создании оттенков эмали в границах одного цвета, в мозаичном и витражном искусстве.