1832г. Холст, масло. Размер: 291 × 206 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина заслуженно считается образцом портретной живописи 19 века. Брюллов сумел создать идеально правильные пропорции, показать непревзойденное буйство красок, и отлично проработать детали.
«Всадница» написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображённой на этом портрете, художник написал фамилию Samoylova.В том же году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера. Работа художника вызвала неоднозначную реакцию критиков.
Отклики собрал, перевёл один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Многие осуждали картину, указывая на застывшее, безжизненное лицо всадницы. Некоторые указывали на слишком свободную позу наездницы, из-за чего терялось ощущение скорости и динамики. Один из них сказал: «Она либо не замечает бешеной скорости езды, либо слишком самоуверенная, чтобы натянуть поводья и пригнуться, как это сделал бы умелый всадник».
«Всадница» вызвала множество споров о том, кого на самом деле изобразил художник – свою возлюбленную графиню Ю. Самойлову или же ее воспитанниц Джованину и Амацилию. Сначала предполагалось, что на холсте изображена графиня собственной персоной, но искусствоведы, изучив более поздние полотна Брюллова, смогли доказать, что это не так. На картине изображены Джованина и Амалиция Пачини – воспитанницы графини Юлии Самойловой. О Джованине известно мало. Существует версия, что её настоящее имя Джованнине Кармине Бертолотти и она является дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой.
Художник назвал свою работу «Джованин на лошади».
Полотно долгое время находилось в собрании графини, но незадолго до смерти она разорилась. Коллекция Самойловой была распродана в 1872 году. В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова.