Сегодня мы расскажем о художнике, который стал художественным феноменом послевоенной Франции. Мрачные картины Бернара Бюффе, изображавшие страдания и горе людей, отражали время трудностей. Уникальный талант позволил ему поступить в Академию искусств в 16 лет, а в 20 лет он уже стал настоящей «звездой» в Париже.
Художник родился в Париже в 1928 году, его юность прошла в оккупированном нацистами городе с комендантским часом, остро чувствующем дефицит самого необходимого. Он рано проявил бунтарский характер — бросил лицей и начал посещать вечерние классы рисования. Его успех начался с работы «Двое обнаженных в комнате» — тогда художнику было всего 19 лет, и о нем скоро заговорили как о главном сопернике Пикассо.
После войны, когда художнику не исполнилось еще и 20-ти лет, Бернар Бюффе нашел свой стиль, которому он будет следовать все свое творчество.
Его работам присуще упрощенное изображение предметов, обведенных черным контуром; четкий, лаконичный рисунок с ярко выраженными графическими «эффектами» и стереотипные персонажи, лишенные эмоций или напротив — гротескные и полные экспрессии.
Головокружительная карьера Бюффе продолжалась десятилетие, его необыкновенные дерзкие работы принесли художнику славу, богатство и привлекли знаменитых коллекционеров. Каждый год художник участвовал в ежегодных парижских Салонах и открывал собственные персональные выставки. Все они были сенсацией для зрителей и критиков.
В 1958 году газета «Нью-Йорк Таймс» назвала Бернара Бюффе великим гением современности, включив в «Легендарную пятерку Франции» вместе с Бриджит Бардо, Ив Сен-Лораном, Роже Вадимом и Франсуазой Саган.
Но затем все изменилось. С появлением тяжелых для восприятия серий «Ужасы войны» и «Содранные», рассказывающие о человеческой жестокости, искусство Бюффе все больше вызывало непонимание, изумление, а иногда и отторжение зрителей и критиков.
Так произошло на скандальной выставке «Птицы» в 1960 году в галерее Гарнье в Париже. Когда респектабельная публика пришла на выставку и увидела двусмысленные сцены, арт-критики подхватили немой вопрос зрителя: «Так, по вашему мнению, это ужасно прекрасно или страшно красиво».
Бернар Бюффе страдал болезнью Паркинсона. Когда он осознал, что не сможет больше работать, покончил с собой. Ему был 71 год.
В последние десятилетия 20-го века интерес к художнику снизился. На падение интереса отчасти повлиял отход французских искусствоведов от поддержки фигуративного искусства. В 21-м веке внимание к творчеству Бернара Бюффе вновь возросло, что повлекло за собой успешные выставки во Франции и по всему миру.
В 2016 году британский писатель Николас Фолкс опубликовал книгу «Бернар Бюффе: изобретение современного мега-художника», в которой предлагает противоречивый биографический отчет о его жизни и творчестве.