нем. Max Ernst; 2 апреля 1891 — 1976 ) — немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века. Макс Эрнст родился в Германии в 1891 году. В Боннском университете он изучал философию, психологию и историю искусств. Искусство же как мастерство не изучал… Тем не менее, молодой Эрнст очень хотел стать художником и начал прикладывать усилия, чтобы эту мечту реализовать. Он ходил в музей и делал там копии. Еще он ходил на выставки и смотрел, что делают настоящие художники. Из них больше всего ему понравились Ван Гог и родные ему по ареалу обитания экспрессионисты.
В 1913 году Эрнст предпринял поездку в Париж. Несмотря на участие в первой мировой войне, Эрнст продолжал писать картины и даже смог устроить выставку своих работ в Берлине в 1916 году.
В 1919 году он создал свои первые коллажи и с Джохэйннсом Барджелдом основал движение кельнского дадаизма; к ним присоединились Жан Арп и другие. В 1921 в Париже прошлапервая выставка работ Эрнста
«Техника коллажа – это систематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встреч двух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого в данный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближении двух этих реальных предметов». Кредо Эрнста восходит к знаменитой максиме Лотреамона, которую так любили тогда еще несуществующие сюрреалисты – «красота — это случайная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе».
Эрнст брал для своих коллажей изображения и их фрагменты из совершенно разных источников – рекламных каталогов, книг по палеонтологии, руководств по ремонту и эксплуатации печных дымоходов и т.д. Вырванные из привычного контекста и соединенные вместе, они утрачивали свой первоначальный смысл и приобретали новый, совершенно непостижимый. Позже Эрнст стал переводить эти коллажи в живопись
Коллаж стал самым значительным вкладом Эрнста в формирование эстетики дадаизма. В своих коллажах Эрнст манипулировал узнаваемыми образами, трансформируя их в странные, порою казавшиеся зрителю лишенными смысла, композиции.
Впоследствии художник писал о том, что толчком к созданию коллажей послужил для него каталог учебных пособий, иллюстрированный самыми различными моделями.
Они превращались в «элементы реального мира, соединенные в причудливой, абсурдной последовательности, приводящей в смущение глаз и разум. Смерть и разрушение — вот основные темы этих работ. Вряд ли они могли быть иными — ведь Первая мировая война, столь сильно повлиявшая на мировоззрение художника, закончилась всего два года назад. К технике коллажа Эрнст вновь обратился в конце 1920-х годов, создавая свои знаменитые «романы-коллажи» и большие самостоятельные работы — такие, например, как «Лоплоп представляет», 1931.
Кроме коллажа, Эрнст внес в арсенал авангардизма ещё некоторые техники. В поисках художественных средств, позволяющих выразить подсознательное как антитезу реальности, Эрнст открыл для себя технику фроттажа.
Озарение случилось в маленьком отеле на французском атлантическом побережье, где художник останавливался в августе 1925 года. Полы в отеле были деревянные и очень старые, изъеденные жуками-древоточцами. Рассматривая эти причудливо извивающиеся ходы, Эрнст ощутил прилив вдохновения.
Позже он так зафиксировал этот момент в своих «Воспоминаниях»:
«Эти линии образовывали странные, меняющиеся образы, похожие на те, что мы видим в момент перехода от сна к бодрствованию; они рождали галлюцинации, и он скопировал несколько таких узоров».
(в «Воспоминаниях» Эрнст всегда говорит о себе в третьем лице).
Эрнст опустился на пол, натер оставленные древоточцами узоры мягким графитом и перевел их на бумагу. Впоследствии он начал тем же способом переводить на бумагу фактуру различных предметов, включая древесные листья, холст, проволочную сетку. Сочетание самых разных фактур позволяло художнику создавать неожиданные образы, а сама техника фроттажа давала ему большую свободу, чем коллаж. Это — случайный выбор, это – вне работы разума, это – спонтанное письмо. Затем Эрнст прорисовывал или переводил в живопись эти уже зафиксированные фактуры.
Сочетание самых разных фактур позволяло художнику создавать неожиданные образы, а сама техника фроттажа давала ему большую свободу, чем коллаж.
Тридцать четыре таких фроттажа Эрнст опубликовал в 1926 году в книге под названием «Естественная история». Как следует из названия, книга содержала образы, тесно связанные с миром природы.
Впоследствии Эрнст стал использовать прием фроттажа и в работе маслом, прорисовывая или переводя в живопись уже зафиксированные фактуры.
ГРАТТАЖ
Работая в исповедуемой авангардистами технике «спонтанного» письма, основанной на рефлекторной работе кистью, Эрнст изобрел собственный метод работы масляными красками — «граттаж».
Художник расстилал холст поверх различных предметов (древесины, бечевок, решеток, фактурного стекла и тому подобного мусора), а затем наносил краску с помощью мастихина. В результате получались абстрактные полотна большого формата.
Драматичные образы, которыми были наполнены граттажи Эрнста, производили на зрителя тревожное впечатление. Мрачный колорит
и тяжелые формы картины «Кричащая женщина, переходящая реку», 1927г. передают чувство страха, которое подчеркнуто поднятыми вверх руками «женщины» и ее раскрытым в крике ртом. Очень динамичной выглядит легко распознаваемая фигура бегущей женщины. Более поздний граттаж Эрнста, «Забальзамированный лес», с его неподвижными, безжизненными деревьями, напротив, выглядит статичным, застывшим. Этот «окаменелый пейзаж» — очередной образ мира, пережившего вселенскую катастрофу, предчувствие которой постоянно тревожило художника. Он создал очень много подобных граттажей в тяжелые для Европы 1930-е годы.
ДЕКАЛЬКОМАНИЯ
Эта техника состоит в том, что художник выливает тушь на лист бумаги, накрывает его сверху вторым листом, а затем вновь разъединяет их. В результате этих манипуляций на верхнем листе отпечатывается некий абстрактный рисунок.
Во второй половине 1930-х годов техникой декалькомании пользовались многие сюрреалисты, но применять ее в масляной живописи первым начал именно Эрнст.
Он использовал (как и при работе над граттажами) «спонтанные» поверхности, но затем долго прорабатывал отдельные детали картин, создавая иллюзию фантастической, пугающей реальности.
Зритель не всегда может обнаружить, где заканчивается фрагмент, выполненный в технике декалькомании, а где начинается «обычная» масляная живопись.
Весьма показательно в этом смысле «Одеяние невесты», 1939г.
Здесь, впрочем, декалькомания «выдает себя» в распущенных волосах невесты, похожих на веер. В технике декалькомании создана и ее накидка, которая изображена на картине в левом верхнем углу. Иллюзионистский прием «картина внутри картины» характерен для работ многих художников-сюрреалистов. Неоднократно прибегал к нему и сам Эрнст, о чем свидетельствует, например, его полотно «День и ночь (Ночь и день)», 1941-42 (вверху). На этом полотне обрамленные тонкими светлыми рамками картины расположены на фоне странного, аморфного пейзажа.
В 1939 художник был интернирован во Франции как немецкий подданный, а два года спустя эмигрировал в США. Во Францию он вернулся лишь в 1950 году. Обосновался в Париже, участвовал в венецианской Биеннале 1954 года. В 1963 переселился на юго-восток Франции,
в провансальский городок Сейян (деп. Вар). В 1975 большая ретроспективная выставка Эрнста была развернута в музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и в Национальной галерее Гран-Пале в Париже. Умер 1 апреля 1976 года, похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.