1883, Москва — 1941, Ленинград) — русский художник, теоретик искусства, поэт.«Самое ценное в картине — работа человека над вещью, в которой он выявляет свою бессмертную душу»
Свой метод художник называл «аналитическим». В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений, их реакций, эманаций, бытия, генезиса, известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг.).
Филонов решительно выступил в противовес всему современному ему искусству – как реалистическому, так и авангардистскому в его самых крайних проявлениях. Он считал, что все художники (Репин, Пикассо и другие) упрощенно подходят к природе, фиксируя только два ее качества – цвет и форму. Сам он в каждом натурном мотиве стремился познать «целый мир видимых и невидимых явлений», органический рост форм, неиссякаемую животворящую силу. И все это пробовал запечатлеть в искусстве. Так, давая объяснение своим произведениям, он писал: «Мастера аналитического искусства в своих работах действуют содержанием, еще не вводившимся в оборот в области мирового искусства, например: биологические, физиологические, химические и т. д. явления и процессы органического и неорганического мира, их возникновение, претворение, преобразование, связь, взаимозависимость, реакции и излучение, распадение, динамика и биодинамика, атомистическая и внутриатомная связь, звук, речь, рост и т. д…».
Мастера аналитического искусства в своих работах выступали, как отмечал Филонов, с позиций исследователей. Они становились также, по утверждению художника, изобретателями особых пластических форм для передачи сложнейших мотивов. Филонов часто разрабатывал беспредметные композиции. Он называл их «формулами» и стремился вложить в них емкую и необычайно эмоциональную информацию. Таковы его картины – «Формула весны», «Формула вселенной», «Формула космоса», а также «Формула революции», «Формула расцвета. Последняя стадия коммунизма» и многие другие. Эти произведения построены на напряженных ритмах, кристаллизации отдельных форм, особой кладке красок, вплавляющихся одна в другую. Такие приемы создают ощущение неудержимости движения, бурности роста, рождения новых структур. Особая сфера деятельности Филонова – тематическая картина, также подчиненная принципам аналитического искусства.
Одна из ведущих тем в его творчестве – современный город, калечащий человека духовно и физически. Другая, не менее емкая тема — крестьянская жизнь. Она звучит в искусстве Филонова как антитеза городской теме. В серии картин художник воплощает свои мысли о здоровых, естественных основах бытия всего сущего на земле, о непреходящих духовных ценностях, сложившихся в истории человечества на протяжении многих веков.
_____________________________
Воспоминания художника Павла Кондратьева (1902 -1985 г.г.) об учебе в мастерской П.Н. Филонова:
» <...> Филонов приучил работать без натуры – что хочешь и как хочешь, только – через напряжение. так что – не бояться, что это форме не соответствует такой видимой, нисколько. Это одно. Чему он научил – это смелости: не бояться делать не так, как это принято и не так, как учат. <...>
…>Поскольку мы привыкли рисовать только с натуры, то Филонов учил не бояться работать без всякой натуры по принципу: «Любая форма – любой формой, любой цвет – любым цветом». Это одно.
Второе. Если человек не знал, что делать, он говорил: «работайте изобретенной формой». И вот эту работу «изобретенной формой» он считал основой творчества. Иной раз случалось так, что приходил к нему кто-нибудь из учеников и говорил: «Павел Николаевич, я не знаю, что рисовать и как рисовать». А он говорил: «рисуйте то, что вы не знаете, как рисовать, и что вы будете рисовать, и вы увидите, что у вас что-нибудь получится». И действительно получалось. большей частью какая-то абстрактная вещь, но иной раз совершенно неожиданная и очень интересная.<...>.»
_______________________________
Филонов мечтал создать музей аналитического искусства. Жизнь его не была похожа на сказку. С детства – жесткое самоограничение и работа. Единственная прижизненная персональная выставка была запрещена накануне открытия. Организаторы посчитали, что сложные картины мастера будут непонятны пролетариату. Несмотря на нищету, в которой он жил, художник не продал ни одной своей картины, хотел, чтобы они стали достоянием всенародным. Умер Филонов в блокадном Ленинграде от голода. Его сестра сберегла все работы Павла и передала в дар Русскому музею.
Павлу Филонову
Председателю исполкома военно-революционного Комитета Придунайского края, художнику, другу Маяковского
С ликом иконно-белым ,
В тужурочке воронёной,
Дай мне Высшую меру,
комиссар Филонов.
Высшую меру жизни,
Высшую меру голоса,
Высокую, как над жижей,
Речь вечевого колокола!
Был ветр над Россией бешеный.
Над взгорьями городов
Крутило тела повешенных,
Как стрелки гигантских часов!
А ты по-матросски свойски
Как шубу с плеча лесов,
Небрежно швырял
Подвойскому
Знамёна царёвых полков!
На столике чище мела
Трефовые телефоны.
Дай мне высшую меру,
Комиссар Филонов.
Сегодня в Новосибирске
Кристального сентября
Доклад о тебе бисируют
Студенты и слесаря.
Суровые пуловеры
Угольны и лимонны.
Дай им высшую веру,
Филонов!
Дерматиновый обыватель
Сквозь пуп, как в дверной глазок,
Выглядывал: открывать иль
Надёжнее на засов!
Художник вишнёвоглазый
Леса писал сквозь прищур,
Как проволочные каркасы
Не бывших ещё скульптур.
Входила зима усмейно.
В душе есть свои сезоны.
Дай мне высшую
Смену, Филонов.
Рано ещё умиляться,
Как написал твой друг:
«Много ещё мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг…»
Возьми мой прощальный зарёв.
Грущу по тебе. А ты
Со стен, как зверюги зарослей,
Провоют твои холсты…
Филонов!
Андрей Вознесенский (1933-2010)