ок. 1666—1669г.г. Холст, масло. Размер: 260 × 203 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему.
Сюжет новозаветной притчи о блудном сыне привлекал внимание знаменитых художников: Дюрера, Босха, Луку Лейденского, Рубенса.
Знаменитая притча Иисуса Христа в 15-й главе Евангелия от Луки иллюстрирует неизречённое Божье милосердие и прощение ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Нему. Главными персонажами являются отец, олицетворяющий Отца Небесного, старший сын, выступающий в образе самоправедного верующего и младший (блудный) сын, сыгравший роль отступившего от Бога верующего и вопиющего к Нему о прощении.
На картине Рембрандта изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.
Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.
Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его. Работе над картиной «Возвращение блудного сына» предшествовала череда потерь, растянувшихся на 25 лет: от смерти первой, горячо любимой жены Саскии и всех рожденных ею детей до практически полного разорения и отсутствия заказчиков.
Обстоятельства написания полотна загадочны. Возможно, это последняя работа художника. Рембрандт писал картину в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде.
Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгенограмме, свидетельствуют о подлинности полотна. Датировка 1666—1669 годами, некоторыми считается спорной. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами.