«Спящая Титания», Ричард Дадд

«Спящая Титания», Ричард Дадд 1841г. Холст, масло. Размер: 64,8 × 77,5 см. Лувр, Париж Самая известная из ранних картин английского художника Ричарда Дадда воспринимается современными

1841г. Холст, масло. Размер: 64,8 × 77,5 см. Лувр, Париж
Самая известная из ранних картин английского художника Ричарда Дадда воспринимается современными искусствоведами как начало формирования направления викторианской сказочной живописи.
Картина иллюстрирует Aкт II (сцену 2) пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Лес. Титания раздала поручения своим слугам («Составьте хоровод и пойте песни, потом на треть минуты удалитесь»), после чего приказывала им убаюкать себя. Эльфы поют песню и разлетаются, оставив одного эльфа часовым при заснувшей королеве. Вслед за этим выйдет Оберон и выжмет волшебный цветок на глаза жены. Алый цветок «Любовь в праздности», в который когда-то попала стрела Купидона, обладает волшебными свойствами. Если смазать им веки спящего, то первый, кого он увидит, когда откроет глаза, станет его любимым.
У Дадда Оберон находится в тени пещеры, поджидая, когда Титания останется одна. «Спящая Титания» и «Пак» были двумя картинами, которые позволили Дадду создать себе репутацию «художника фей».
Центральная часть композиции задумана как спираль (или улитка), состоящая из существ небольшого размера, играющих на причудливых музыкальных инструментах, несколько наклонённая к поверхности плоскости картины, летучие мыши образуют арку над ней, справа — пещера, вдаль по тропе уходит вереница танцующих эльфов. Искусствоведы отмечают, что группа танцоров движется вниз с холма, что создаёт немного пугающее чувство, будто они движутся в пустоту другого измерения. Их удивление вызывают грибы-поганки, в большом количестве находящиеся на переднем плане у ног Титании и её подруг. Как и в других сказочных картинах художника, здесь создан автономный микромир, существующий исключительно на своих собственных условиях и в своём собственном контексте.
Хотя композиция картины принадлежит самому художнику, элементы её Дадд заимствовал из нескольких различных источников. Базовая структура (с основной группой на фоне пещеры) позаимствована из картины английского художника Даниэла Маклиса «Выбор Геркулеса», который использовал её достаточно часто и в других своих работах. Обрамление в форме дуги маленьких сверхъестественных существ происходит от спирали путти в этой картине. За эту картину Маклис получил золотую медаль за историческую живопись в Королевской академии живописи.
Судьба картины прослеживается весьма последовательно: приобретена H. Фаррером на выставке в Королевской Академии в 1841 году, перепродана Сэмюэлю Эштону в 1857 году; от его потомка Томаса Эштона приобретена полковником С. Г. Уилкинсоном в 1960 году, затем перешла к мисс В. Р. Левайн, в собственности которой находилась примерно до 1975 года. 24 июня 1985 года на аукционе Christie’s перешла в руки Питера Нахума. В настоящее время находится в коллекции Лувра. Приобретена в 1997 году.

«Спящая Титания», Ричард Дадд 1841г. Холст, масло. Размер: 64,8 × 77,5 см. Лувр, Париж Самая известная из ранних картин английского художника Ричарда Дадда воспринимается современными

«Спящая Титания», Ричард Дадд 1841г. Холст, масло. Размер: 64,8 × 77,5 см. Лувр, Париж Самая известная из ранних картин английского художника Ричарда Дадда воспринимается современными

«Спящая Титания», Ричард Дадд 1841г. Холст, масло. Размер: 64,8 × 77,5 см. Лувр, Париж Самая известная из ранних картин английского художника Ричарда Дадда воспринимается современными

«Спящая Титания», Ричард Дадд 1841г. Холст, масло. Размер: 64,8 × 77,5 см. Лувр, Париж Самая известная из ранних картин английского художника Ричарда Дадда воспринимается современными

«Спящая Титания», Ричард Дадд 1841г. Холст, масло. Размер: 64,8 × 77,5 см. Лувр, Париж Самая известная из ранних картин английского художника Ричарда Дадда воспринимается современными

.

Ваш комментарий