«Бог Саваоф», Виктор Михайлович Васнецов

«Бог Саваоф», Виктор Михайлович Васнецов 1870 г. Холст, масло. Размер: 135 х 250 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва Виктор Михайлович Васнецов знаменит в первую очередь как

1870 г. Холст, масло. Размер: 135 х 250 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Михайлович Васнецов знаменит в первую очередь как художник сказочно-былинного жанра. Между тем, мало кто связывает имя Виктора Васнецова с религиозной живописью, которая на самом деле занимала очень важное место в его творчестве. Художник родился в 1848 году в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника, учился в духовной семинарии.
Когда в 1882 году было закончено строительство собора Святого Равноапостольного князя Владимира в Киеве, посвященного 900-летию Крещения Руси, был поднят вопрос о том, чтобы придать его внутреннему убранству общий вид и характер древнерусского храма старовизантийского образца. Когда профессору Прахову пришлось выбрать кого-либо для расписывания Владимирского собора в древнерусском духе, выбор его пал на Васнецова»
Картина «Бог Саваоф» является эскизом росписи Владимирского собора. Была приобретена П. М. Третьяковым в 1893 году у автора.
Один из титулов Бога в иудейской и христианской традициях, упоминаемый в Танахе с Первой книги Царств, а также в Новом завете в Послании Иакова и в Послании к Римлянам. Это имя может означать как «Иегова воинств». В книге пророка Захарии 52 раза употребляется «Господь Саваоф».
На картине Васнецова фигура Саваофа окружена сонмами серафимов, херувимов и престолов. Особое строение композиции создает ощущение непрерывного движения по кругу. Размещенная в центре фигура бога поддерживается престолами с крыльями охристого цвета. Их крылья направлены вверх по диагонали, создавая непрерывную линию с фигурами херувимов, расположенных в верхних углах полотна. Такое размещение сопутствующих фигур формирует обрамление главной фигуры, а за счет размещения по восходящим линиям и появляется эффект движения.
Саваоф печален, он утомлен трудами по созданию мира, серафимы с нежностью и любовью прижимаются к его плечам, жалея и обнимая своего Создателя. Херувимы в священном трепете взирают на создателя Вселенной. На груди у бога Святой дух в виде голубки.
Нимб за головой Саваофа украшен шестиконечной звездой Давида – символом мудрости. Это также можно считать отсылкой к Ветхому завету. Хоть картина на первый взгляд кажется простой и понятной, при внимательном рассмотрении можно обнаружить многослойный подтекст, который очень увлекательно расшифровывать.

.

Ваш комментарий