1939г. Холст, масло. Размер: 173.5×173 см. Музей современного искусства, Мехико, Мексика
История мексиканки Фриды Кало трагична донельзя: болезни, аварии, роковая любовь — всего было с избытком. Трагическая судьба, полная преодолений и противоречий, болезненная любовь, революционный дух, женская сила и независимость — все это о жизни Фриды Кало. Большую часть жизни Фрида публично делилась своими эмоциями — через картины, на которых честно признавалась в своих чувствах. Все ее творчество — автобиография, а картины — автопортреты.
Картина «Две Фриды» стала исповедью художницы в тех страданиях, которые обескровили ее. Она была написана в 1939 году — вскоре после развода Кало с ее самой большой страстью Диего Риверой. Поводом для расторжения брака стала измена Риверы. Конечно, произошло подобное не впервые, но на этот раз блуд был с сестрой Фриды. Через год пара сошлась вновь, но под условием полной сексуальной независимости каждого.
Творчество Фриды Кало принято относить к магическому реализму (направление, для которого характерно обращение к сценам повседневной жизни, дополненным фантазийными элементами для раскрытия тайного смысла, и эмоциям). Ее картины, выражающие с физиологической точностью жизненные страдания, женскую душевную и физическую боль, «Две Фриды» в том числе, исполнены в ярких цветах и имеют таинственный, мрачный и аутентичный колорит.
«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила Фрида (в 18 лет Фрида Кало попала в аварию со страшными последствиями: вывих стопы и плеча, 11 переломов правой ноги, тройной перелом таза, тройной перелом позвоночника, перелом ключицы и ребер, пронзенный насквозь металлическими перилами живот и матка).
Две Фриды, держащиеся за руки, одеты в разные платья: Кало слева — в современную европейскую одежду в викторианском стиле, Кало справа — в традиционный мексиканский костюм. С одной стороны, таким образом художница изобразила две составляющие своей личности: приверженность традициям и связь с европейскими культурами. Она считала, что костюм — такой же автопортрет. С другой стороны, Фрида в мексиканской одежде — это Фрида, которую полюбил Диего, в европейской — которую отверг. Стоит также обратить внимание, что Фрида-«мексиканка» держит в руках портрет «маленького Диего», от которого «питаются» сердца обоих женщин: одно, сдерживаемое хирургическим зажимом (ее альтер эго), обнажено, а его аорта кровоточит. Как и небо, наполненное смятения, эта деталь выражает страдания художницы, связанные и с невозможностью продолжить род (беременность Фриды Кало закончилась выкидышем), хотя сам Диего был так называемым childfree (бывшие женщины Диего пытались удержать его, рожая детей), и с ощущением материнства к «вечному ребенку», своему же мужу: в дневниковых записях Фрида писала — «Диего, мой ребенок», «Диего, мой сын».
Еще одна аллюзия к биографии Фриды Кало — в своем дневнике Кало призналась, что в детстве, перенеся полиомиелит (последствием стала оставшаяся на всю жизнь хромота Фриды)и терпя насмешки соучеников, она воображала себе подругу, поддерживающую ее, когда она в этом нуждалась. Используя двойной портрет, художница изобразила единственную опору своей жизни и единственную свою «вторую половину» — ее саму.