1960 г. Холст, масло. Размер: 34X48 см. Музей русского импрессионизма, Москва
Значительная часть его произведений Хачатура Акоповича Есаяна (1909−1977) посвящена изображению родной земли. Он воспел красоту озера Севан, Арагаца, Арарата и Араратской долины. Художника увлекает изображение древних памятников архитектуры, органически «вписывающихся» в природу Армении. Этим пейзажам присуще разнообразие цветовой гаммы и композиционных решений.
В 1978 году, мастер представил целую серию парижских работ, вдохновленных европейскими поездками. Которые для советского человека, конечно, были большой редкостью.
Франция с ее природой, Париж, набережная Сены, бегущие облака, цветные рефлексы и солнечные блики – все, что так притягательно для тонкого пейзажиста, – так и просится на холст. Есаян был одновременно и поэтом нежных красок, и создателем театральных декораций, ценителем цвета.
Хачатур Есаян пишет Собор Парижской Богоматери декоративно и изысканно, подбирая цвета, соответствующие величию средневековой архитектуры, подходящие его ажурной каменной резьбе, ярким красочным витражам. В лучших традициях французского импрессионизма, доминирующие в картине фиолетовые пятна то переходят в серо-коричневые сочетания в изображении стен, дверей, башен, то стремятся к золотисто-розовым соцветиям облачного неба и убегающих вдаль зданий, то сквозят через зеленую листву деревьев и прозрачную гладь воды.