1876г. Холст, масло. Размер: 84 x 66.3 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Имя Виктора Михайловича Васнецова, в отличие от его братьев художников, известно широкому кругу людей. Такую популярность он снискал своими работами на тему сказок и славянских былин. Мы с детства помним «Богатырей», «Ивана царевича на сером волке». Но художник творил и в жанре реализма, показывая быт современников.
Стремление раскрыть эстетику народной художественной традиции, использовать ее поэтику вскоре полностью завладело художником, стало существом его творческой индивидуальности. Недаром он говорил Стасову, что резкого перехода в конце 1870-х годов от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам у него не было. «Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), – писал он, – точно ответить не сумею. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы… Противоположения жанра и истории в душе моей не было, а стало быть, и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило. Некоторые из картин последующего периода, московского, были задуманы мною еще в петербургский период…».
Подтверждением можно считать холст «Книжная лавочка». На картине изображена типичная для того времени ситуация, ярмарочный, праздничный день. Со всех окрестный деревень собрался люд: кто что-то купить, кто продать. Хотя большая часть населения была неграмотной, лавка не когда не пустовала. Завершив дела, люди старались привезти домой детям с ярмарки, красочные картинки, рассказывающие о Бове-королевиче, похождениях царевича Елисея. Взрослые приобретали эскизы с изображением православных святых.
Центральной фигурой является деревенский мужичек. Держа в руках цветную картинку, с интересом рассматривает ее. Справа от него расположен другой персонаж. Судя по его одежде, беря во внимания, что на голове цилиндр, а на ногах сапоги, это городской житель. Он просит показать продавца некую книгу, указывая на нее пальцем. Около него стоит маленький мальчик с узелком и книжкой в руке. Становится ясно, здесь люди грамотные. За ними видны фигуры крестьянок, эти, вероятно, приобретут детские эскизы или изображения православных святых. В левой половине полотна автор расположил двух детей. Босоногие сорванцы, не имея денег, тоже хотят получить лубок. Стараясь не привлекать внимания торговца, пытаются что-то стащить. Благо, он не видит их, так как занят покупателем, расхваливает свой товар. Лицо продавца скрывает тень, фигура его не столь важна в данной композиции. Его роль заключается в несении просвещения в народ.