24 января 1872 — 1943, Феодосия) «Он родился среди камней древней Феодосии, стертых, как их имена; бродил в детстве по ее размытым холмам и могильникам; Кенегезские степи приучали его взгляд разбирать созвездия и наблюдать клубящиеся облака. Опук был горой посвящения, — с которой ему был указан путь в искусстве; зубцы коктебельских гор на горизонте были источником его романтизма, рождая в нем тоску по миражам южных стран, замкам и скалам; а деревья имения Шах-Мамая направляли его вкус к Пуссену и Клоду Лоррену», — так писал о Константине Богаевском поэт Максимилиан Волошин.
Художник Константин Фёдорович Богаевский родился в январе 1872 года в Феодосии, в семье мелкого служащего городской управы. С детских лет увлекался живописью.
В 1877 году началась русско-турецкая война. В тёмную и тихую январскую ночь 1878 года к Феодосии подошла турецкая эскадра и начался обстрел мирного спящего города. Городские власти решили срочно эвакуировать мирное население из прибрежной зоны – в первую очередь из города вывезли женщин и детей. Так маленький Константин, с мамой и братом Александром, оказался в древнем монастыре в Топлах, где беженцы прожили почти три года. За стенами древнего храма маленький Константин увидел поразивший его мир – величественные дубравы с залитыми солнцем полянами, волшебное пение птиц и кристальная вода ручьёв. И всё это под величественными древними стенами, которые хранили вековую, загадочную и манящую, историю.
Можно предположить, что эти три года детской счастливой жизни наложили неизгладимый отпечаток на всё дальнейшее творчество художника.
В 1880 году Константин Фёдорович поступил в классическую гимназию в родном городе.
С 1881 года Богаевский воспитывался в семье состоятельного фабриканта Ивана Егоровича Шмита.
Азам живописи будущего художника обучал Адольф Фесслер. Был Костя Богаевский в учениках и у самого Ивана Константиновича Айвазовского, но отношения между учеником и мастером не сложились – слишком разными они были.
А в 1891 году Константин Фёдорович Богаевский, с первой попытки, поступил в Петербургскую Академию художеств. Однако, и тут у начинающего художника «не сложилось». Теперь не сложилось с великим Иваном Шишкиным. И не дожидаясь позорного отчисления из академии за неуспеваемость, Богаевский бежал в родной город.
В Феодосии его настигло письмо – Архип Куинджи, преподаватель академии, предлагал беглецу перевестись в его класс, что Богаевский с огромной радостью и сделал.
За время учёбы Константин Фёдорович, вместе с учителем и группой учеников, многократно выезжал на Волгу, побывал в Германии, Австрии и Франции, где студенты знакомились с современным европейским искусством.
В 1895 году Константин Богаевский окончил академию, а через пять лет, с 1900 года, начал выставлять свои работы. Первые выставки художника прошли в Петербурге, потом были Венеция и Мюнхен, Париж и Москва. В этот период живописец творит в тёмной цветовой гамме, которую ещё называют палитрой мюнхенских художников. Он пишет «трагические земли», с низкими горизонтом, уходящим солнцем и нарастающей тревогой. Искусствоведы утверждают, что в этот период на творчество художника сильно влиял художники поэт Максимилиан Волошин, с которым Константин Фёдорович был очень дружен.
В этот период начинает создаваться «Киммерийский цикл» работ живописца.
В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…
В 1904 году Богаевский ступил в «Новое общество художников», но вскоре был призван на военную службу и отправлен, для исполнения воинской повинности, в гарнизон Керченской крепости, где и находился до демобилизации в 1906 году.
Вернувшись к мирной жизни, художник женился на Жозефине Густавовне Дуранте, дочери состоятельного феодосийского купца, построил себе мастерскую в Феодосии и занялся творчеством – в том же году Константин Фёдорович представил свои работы на одной из парижских выставок, которую устроил Сергей Дягилев.
В 1908 году Богаевский снова посетил Европу, задержался в Италии и Греции, где много времени уделил изучению творчества старых мастеров. Под впечатлением от «итальянцев» Маптеньи, Беллини и Боттичелли даже изменил основную палитру свих работ – она стала светлее и радостнее.
В 1910 году К.Ф. Богаевский становится членом Московского Товарищества Художников, а с 1911 года участвует в выставках творческого обхединения «Мир искусства».
В 1914 году художника вновь призывают в армию и отправляют служить в гарнизон Севастополя, в рабочую роту. Из армии Богаевский демобилизовался только в 1918 году, вернулся в родной город.
В эти революционные годы художник был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, в который входили А.К. Герцык, С.Я. Парнок, О.Э. Мандельштам, М.А. Волошин и другие. После окончания Гражданской войны Богаевский создал ряд полотен на индустриальную тему, создал панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве 1923 года.
В 1933 году художник был удостоен звания «Заслуженного деятеля искусств РСФСР».
Во время Великой Отечественной войны художник оказался в оккупации и погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии.
Всю свою жизнь художник писал пейзажи своей «внутренней» страны, величественной и бесконечно красивой. Он сам назвал её Киммерией. А друзья, в шутку, дали этой стране название «Богаевия».
«Нет слов передать, какой восторг охватывает меня иногда перед природой. Никогда я не насыщусь ею вполне, тут нужно сто жизней, а не одна!»