«Весна», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

«Весна», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1935г. Холст, масло. Размер: 185 х 156,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Замечательный мастер Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был

1935г. Холст, масло. Размер: 185 х 156,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Замечательный мастер Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был новатором. Он увлекался живописью раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы (сам художник использовал выражение «живая видимость»).
Принцип сферической перспективы наиболее ярко проявился в композиции картины «Весна». Первое впечатление — простой сюжет и исполнение, близкое по стилю чуть ли не к лубочной примитивной живописи. Но стоит только присмотреться, как в полотне обнаруживается глубина и многочисленные отсылки на различные направления в изобразительном искусстве.
Художник наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты. По его мнению, наше восприятие пространства неизменно связано с тем, что мы находимся на шарообразной планете, и в произведениях искусства это должно найти вполне определенное отражение. Резкое смещение ближнего и дальнего планов, создающее «эффект присутствия» зрителя внутри, в центре изображенного на полотне; построение изображения по наклонным осям, рождающее ощущение вращения земной поверхности – все это элементы передачи некоей планетарности, предлагаемой художником.
Композиция построена так, что мы видим окружающий пейзаж глазами героев, сидящих на головокружительной высоте. Ибо, только находясь рядом с ними на крутом холме, можно увидеть обрыв под ногами, а по склонам его – тесно лепящиеся друг к другу деревянные домики. Удивительно красива цветовая гамма. Холодный синий тон женского платья противопоставляется яркой желтой майке молодого человека, и контраст этих красок подчеркивается алым беретом на траве. Но все эти звучные открытые цвета гасит лирический, даже благостный настрой окружающей природы, написанной в нежных лилово-розовых тонах.
В основу картины положен ранний рисунок пером «Над обрывом» (1920) и другие работы последнего десятилетия жизни мастер, сосредоточивая в себе добрую половину творческого пути художника. В картине усматривают следы разных художественных направлений, включая импрессионизм, кубизм и даже сюрреализм, и все же здесь, как всегда, – единый и цельный Петров-Водкин. Весна – это олицетворение вечного возвращения жизни, символ возрождения.

«Весна», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1935г. Холст, масло. Размер: 185 х 156,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Замечательный мастер Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был

«Весна», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1935г. Холст, масло. Размер: 185 х 156,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Замечательный мастер Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был

«Весна», Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1935г. Холст, масло. Размер: 185 х 156,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Замечательный мастер Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был

.

Ваш комментарий