1918 г. Холст, масло. Размер: 120 x 120 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Трудно представить, что душевно и колористически щедрая, светоносная картина Кустодиева была написана в очень сложный послереволюционный период. 1918 год. Борис Михайлович Кустодиев жил очень бедно, сильно нуждался, да ещё и к тому же был тяжело болен. С 1909 года он оказался прикованным к постели и мог сидеть лишь по несколько часов в день в инвалидном кресле.
Годы счастливой юности давно позади, а с приходом к власти большевиков эта жизнь была безвозвратно потеряна. Усадьбы купцов и торговцы за накрытыми столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и ужасные.
Сам художник отмечал, что у него была «чудесная страна воспоминаний». «Купчиха за чаем» — замечательный и характерный пример такого образного воспоминания о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой и, кажется, неизбывной жизни с ее мерным укладом.
В роскошном натюрморте трапезы, сверкающем величии самовара, в вывесочной красочной яркости сахарного арбуза, мраморной белизне плеч купчихи, в живописной красоте и выразительности каждой детали господствует звучное многоцветье.
От этой картины веет спокойствием, умиротворением и нескончаемым оптимизмом. Кустодиев использовал яркие насыщенные краски и позитивные оттенки, чтобы передать ощущение тёплого, мягкого и гармоничного летнего дня.
Натурщицей была соседка Кустодиева по подъезду. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета. Она была наслышана о своём соседе-художнике, охотно согласилась позировать для картины и даже гордилась этим.
Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)