1910. Холст, масло. Государственный центральный музей современной истории России (Центральный музей революции), Москва.
Николай Алексеевич Касаткин считается одним из ведущих мастеров русского реалистического искусства конца XIX – начала ХХ века. Впервые в истории традиционной живописи он создал своеобразную галерею образов городской бедноты, рабочих и революционеров-пролетариев, и при советской власти был одним из первых удостоен звания народного художника республики. «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка»- самая скандальная его работа, которой коснулась советская цензура.
Картина была написана в 1910 году. В широкие массы репродукция пришла благодаря почтовой карточке, выпущенной музеем Революции тиражом 100 000 экземпляров. Причём название картины помимо русского было указано ещё на пяти языках народов СССР. Так советское государство посредством работ мастеров реалистического искусства пыталось напомнить молодому поколению о былых ужасах царизма и крепостничества.
В 1931 году музей Революции выпустил почтовую карточку с редкой репродукцией картины народного художника РСФСР Николая КАСАТКИНА «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка». При этом из соображений нравственности обнажённую грудь молодой женщины целомудренно прикрыли сарафаном, к которому и припал носом щенок.
Действительно, что может быть чудовищней, чем изображение красивой молодой женщины, прикованной цепью в подвале, кормящей грудью барского щенка, а её собственный ребенок в это время лежит у неё в ногах На открытках с репродукцией, вышедших в шестидесятых годах, всё так и воспроизведено. Но в тридцатые годы натурализм этой сцены показался советским идеологам чрезмерно откровенным, и обнажённая женская грудь была целомудренно прикрыта сарафаном, в который и жмётся носом щенок.