1880г. Холст, масло. Размер: 60.5×99.5 см. Музей д’Орсе, Париж
Зимних пейзажей у Клода Моне не так много: художник предпочитал рисовать яркие краски лета – маки, воду, парусники, цветущие сады. Однако у Моне получалось писать снег так, что просто не остаётся ни единого шанса остаться к зиме равнодушным.
Картина «Мороз» вся залита необычным солнечным светом, который чувствуется в каждой детали. Самого солнца мы не видим, но оно особым образом преломляется во всех предметах. Природа невероятно многоцветна. На первый взгляд, кажется, что в это время года господствуют определенная монотонность. Но на самом деле это совершенно неверно. Сколько цветов соединено в белом. Он то сиреневатый, то голубоватый, то серый. Каждый мазок живописца невероятно рельефен.
Мы чувствуем, что изображенная природа живая. Кажется, что сейчас зашумит ветер или зашумят деревья.Композиция картины нарочито построена так. Словно это небольшой фрагмент из всего жизненного потока. Моне выхватывает его абсолютно случайно. Мы не чувствуем контуры каждого предмета. Они словно растворены в среде, состоящей из света и воздуха. Все цвета максимально чисты и невероятно звучны. Он не смешивает цвета на палитре, а кладет их рядом так, чтобы они смешивались лишь тогда, когда зритель будет смотреть на картину.
Такое особое видение красоты природы импрессионистами многие современники совершенно не понимали. Столь новое восприятие было чуждо современникам Моне. Лишь значительно позднее пришло осознание того, что хотели сказать зрителям эти художники. Мы смогли ощутить порывы их души, сквозящие в каждом мазке.