1849 г. Дерево, масло. Размер: 46,5 x 58,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Известный русский живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета К.П.Брюллов создал немало картин на мифологические и исторические сюжеты. Картина «Диана, Эндимион и сатир», написанная на сюжет эротической новеллы итальянского поэта XVIII века Джамбаттиста Касти, была подвергнута острой критике.
В.Стасов очень строго оценил полотно, отметив «содержание поверхностное, несерьезное в соединении с насмешкой и карикатурой…и с грубой непристойностью». С картины была сделана литография А. А. Козловым. Но даже цензура сочла ее непристойной и потребовала «не выставлять в окнах магазинов».
В годы развития и утверждения идей «натуральной школы» картина Брюллова «Диана, Эндимион и сатир», по мнению критики, «уводила» от больших задач искусства.
.Миф о прекрасном Эндимионе, пленившем богиню Диану, был популярен в русском искусстве. Афанасий Фет посвятил ему стихотворение:
Диана, Эндимион и Сатир (Картина Брюллова)
У звучного ключа как сладок первый сон!
Как спящий при луне хорош Эндимион!
Герои только так покоятся и дети.
Над чудной головой висят рожок и сети;
Откинутый колчан лежит на стороне;
Собаки верные встревожены — оне
Не видят смертного и чуют приближенье.
Ты ль, непорочная, познала вожделенье
Счастливец! ты его узрела с высоты,
И небо для него должна покинуть ты.
Девическую грудь невольный жар объемлет.
Диана, берегись! старик сатир не дремлет.
Я слышу стук копыт. Рога прикрыв венцом,
Вот он, любовник нимф, с пылающим лицом,
Обезображенным порывом страсти зверской,
Уж стана нежного рукой коснулся дерзкой.
О, как вздрогнула ты, как обернулась вдруг!
В лице божественном и гордость и испуг.
А баловень Эрот, доволен шуткой новой,
Готов на кулаке прохлопнуть лист кленовый.
1855 г.