Карло Дольчи «Кающаяся Магдалина» (1670)Карло Дольчи «Кающаяся Магдалина» (1670)
История, как из нее изгнали бесов, после чего она стала верной приспешницей Христа широко известна. Однако есть у нее и альтернативная роль в культуре, тесно связанная с движением тамплиеров и их многочисленными тайнами.
«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения в Италии» Александр Иванов«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения в Италии» Александр Иванов
Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной Церковью того, что она и была той безымянной женщиной, которая омыла ноги Иисуса миром.
Карло Кривелли. «Мария Магдалина», ок. 1480Карло Кривелли. «Мария Магдалина», ок. 1480
Другая версия гласит, что девушка вовсе не была блудницей, а представительницей знатного рода и в последствии невестой Христа.
Эти теории можно считать околонаучными, однако то, что связь искусства и религии и необъясненная роль Магдалины (которая, якобы, была больше чем приспешницей господней) существует отрицать нельзя.
Тициан "Кающаяся Мария Магдалина"Тициан "Кающаяся Мария Магдалина"
Много замечательных сюжетных картин написано с Марией Магдалиной в центре сюжета. И, конечно, особенное изящество сюжет получил в эпоху Ренессанса. На картине Доменико Тинторетто "Кающаяся Магдалина" бывшая блудница показана молящейся, со спокойным одухотворенным лицом.
Кающаяся Магдалина 1598―1602. Доменико ТинтореттоКающаяся Магдалина 1598―1602. Доменико Тинторетто
Картина сама по себе полна символами. Так в левой части лик Магдалины освещает вышедшее из-за облаков солнца, тогда как в правой части еще лунная ночь, но все ее (ночи) пороки Магдалина оставила позади. Такая композиция может служить метафорой, как блудница, живущая и работающая в ночи, отринула старое и обернулась к вере и Христу.
Характерный полумесяц с рожками, направленными вверх может расцениваться как символ темной силы, порабощающей человеческую душу. Но в учении тамплиеров это был весьма распространенный символ, который они часто использовали, он даже значился на печати.
«Дева Святого Грааля» Данте Габриэля Россетти, 1874 г.«Дева Святого Грааля» Данте Габриэля Россетти, 1874 г.
Тут же приживается гипотеза о том, что Магдалина была непростой женщиной, а супругой Христа и матерью его наследников.