Фрагмент картины "Купеческие поминки"Фрагмент картины "Купеческие поминки"
Хотя несколько его бытовых шедевров уже узнаваемы даже теми, кто далек от искусства. Особенность его творчества состояла в красочном описании жизни мещан и купцов 19 века. Ирония над деревенским аристократами, необразованными богачами, и духовенством, конечно, проскальзывает во всех его сюжетах.
АвтопортретАвтопортрет
А еще, картины Журавлева наделены потрясающей динамикой, они полны действий, будто художник сам только что увидел и нажал на паузу, остановил сцену, богатую на детали четко разыгранную словно в театре, по ролям.
«Перед венцом», (1874)«Перед венцом», (1874)
Так герои его картин часто стремительно выбегают из комнат, заламывают от горя руки, падают на колени (как несчастная невеста в произведении «Перед венцом») и так далее. Одной из самых колоритных работ можно считать «Купеческие поминки» с целой толпой отменных героев.
«Купеческие поминки», 1876«Купеческие поминки», 1876
Одно из трактовок картины таково: скончался купец и судя по обстановке его дома – прилично богатый. Его портрет (а человеком он был уже возрастным) мы видим в рамке на стене, как и портрет его чуть более молодой жены-купчихи. С определенной долей сходства в комнате мы легко отыскиваем эту женщину – склоняющуюся над столом в черных траурных одеждах.
Поминальный стол богат, вереница прислуги вносит и вносит в комнаты подносы с едой и, конечно, как принято в русском народном трауре, все поминают усопшего алкоголем.
Фрагмент картиныФрагмент картины
В красивой зале купеческого дома, между тем, собралась разношёрстная компания: и обеспеченные друзья, и подопечные, и всякий сброд, который нельзя не пустить (такова традиция), но который явился лишь для того, чтобы напиться на халяву.
Фрагмент картиныФрагмент картины
Под столом брошены пустые бутылки, на заднем плане уже начался пьяный балаган: вместо поминания начинается не весть что и это переходное состояние так точно подмечено художником и так соответствует реалиям, не зависимо от исторического контекста!