Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. ок. 1435Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. ок. 1435
В первую очередь интересна подача, сам стиль ван Эйка, такой яркий и невероятно реалистичный для его эпохи. Говорят, для создания нужного объема художник нередко пользовался системой зеркал.
Ван Эйк же был первым художником, подписавшим свою картину собственной рукой. Это была не менее интересная работа «Портрет четы Арнольфини», о которой мы уже неоднократно писали. Но вплоть до 15 века оставлять свои автографы на полотне все же было как-то не принято.
«Портрет четы Арнольфини»«Портрет четы Арнольфини»
«Мадонна канцлера Ролена» — помпезное и очень эстетское произведение. Из названия мы узнаем о том, что оно заказное и о том, кто, собственно, заказчик. Картина была написана для канцлера герцогства Бургундия Николаса Ролена, и именно его портрет мы видим в левой части полотна.
Канцлер сложил руки в молитве, он сосредоточенно смотрит на Мадонну, держащую на коленях младенца Иисуса, возносящего крест. А далее – детали, одна прекраснее другой.
Фрагмент картиныФрагмент картины
Ярким акцентом выступает алый плащ Мадонны (это ее символический цвет, как небесной «королевы»). Над ней ангел в одеждах цвета Царства небесного держит корону.
Перспектива позволяет нам разглядеть и фон, где за пределами лоджии раскинулся сад, вид на реку, акведук и город, предположительно, бургундский, в котором и жил сам Ролен. В саду, спиной к зрителям художник расположил две безымянные мужские фигуры. Но есть смысл предполагать, что одна из них – сам Ван Эйк.
Фрагмент картиныФрагмент картины
Такая мысль возникает из-за тюрбана, который также появлялся на одном из его автопортретов. К тому же, мы уже знаем тягу художника оставлять собственное изображение на заказных картинах.
Фрагмент картиныФрагмент картины
Сами цветы, кстати, тоже символичны. Розы, ирисы, ландыши и пионы, которые можно различить в саду, являются традиционными для изображения Мадонны и ассоциируется с ее невинностью и величием. Как и павлины, говорящие о бессмертии человеческой души.