Гуго ван дер Гус. "Поклонение волхвов", 1480-ые. Эрмитаж, Петербург.Гуго ван дер Гус. "Поклонение волхвов", 1480-ые. Эрмитаж, Петербург.
Трехстворчатое полотно на дереве нашли в помещении Шталмейстерской конторы Зимнего дворца, ведавшей при императорском дворе дворцовыми экипажами и перевозкой дворцового имущества в 1810 году.
Во-вторых, никто долгое время не знал, кто автор этого триптиха. Понятно, что Нидерланды, очевидно, что XV век, на этом все. Остальное как в тумане. 😂
Только в начале ХХ века картину атрибутировали. В залах Зимнего дворца, где до сих пор висит эта работа, на этикетке сказано: "Гуго ван дер Гус "Поклонение волхвов", 1480-ые".
Это единственная картина кисти ван дер Гуса в России. И, кажется, единственная нормальных репродукций которой нет в интернете. 😭 От слова СОВСЕМ.
Итак. ГУГО ВАН ДЕР ГУС — крупнейший художник Северного Возрождения, тот самый, которым восхищался Дюрер и который писал так, будто "одновременно смотрел и в микроскоп, и в телескоп".
Гуго ван дер Гус. "Алтарь Портинари", ок.1475. Уффици, Флоренция.Гуго ван дер Гус. "Алтарь Портинари", ок.1475. Уффици, Флоренция.
Он не подписывал и не датировал свои работы. Абсолютно точно атрибутирована только одно его полотно — "Алтарь Портинари", находящийся во Флоренции в галерее Уффици. Этот огромный триптих был написан около 1475 года по заказу Томмазо Портинари — представителя банка Медичи в Брюгге для церкви госпиталя Санта-Мария Новелла во Флоренции. Именно благодаря этому алтарному образу и атрибутируются картины ван дер Гуса.
Нам неизвестно не только как в Эрмитаже очутилось это сокровище, но и откуда взялся сам художник. Известно только, что в 1451 году город Гент своим указом позволил ему вернуться из изгнания (это первое документальное упоминание его имени). Отсюда историки делают вывод, что Гуго ван дер Гус родился в Генте или рядом и успел там набедокурить, за что его выгнали из города, а потом реабилитировали.
Вскоре он вступил в гильдию св. Луки, довольно быстро стал богатым и знаменитым, а потом всех удивил — нет, не гомосексуализмом 😅, на пике славы ушел в монастырь (считается, причиной стал душевный недуг). Но писать не бросил и вообще был в монастыре на особом положении, поэтому вроде как и не считается. 😂
Эрмитажное полотно "Поклонение волхвов" — это дивно прекрасная, звучная по цветам и изломанным линиям, картина. А еще — занимательнейший набор евангельских легенд о Рождестве и детстве Христа.
Прологом истории служит встреча Марии и Елизаветы (первая — матушка Иисуса, вторая — Иоанна Крестителя; Мария пришла к Елизавете аккурат после Благовещения). Они там, на левой створке алтаря, в глубине.
Вообще-то вполне себе обычная история для северян эпохи Возрождения — совмещать разновременные сюжеты в одном пространстве. Т.е смотреть в тот самый телескоп. 😁
В глубине триптиха будут встреча волхвов на Голгофе и благовестие пастухам, на переднем плане слева — сцена обрезания младенца Иисуса (прообраз христианского таинства крещения), а на центральной створке — само поклонение волхвов (язычники-цари Мельхтор, Бальтазар и Каспар и их дары: золото, ладан и смирна, Иисусу как Царю, Богу и Человеку).
Ну и правая створка, самая динамичная и эмоциональная — избиение младенцев. Но сперва о другом.
Потому что еще здесь будет все очень нарядно и празднично — ковры, драгоценные камни, роскошные ткани.
"Они — фламандцы и остаются на земле; они тщательно и кропотливо передают действительность, какова бы она ни была… Во всем этом их творчество является гимном действительности. Но с другой стороны, оно представляет восхваление христианской веры" (Ипполит Тэн)
Дело в том, что большую часть жизни ван дер Гус прожил при герцогах Бургундских. То была эпоха расцвета аристократической культуры, основанной на рыцарских идеалах — традиции куртуазности, турниры, учреждение ордена Золотого Руна, культ св. Георгия… роскошь торжеств и причудливо-изысканная мода.
Жизнь знати превратилась в парад — оригинальная смесь изыска с разгулом ярмарочного веселья. Поэтому над Марией парят ангелы и держат за ней богато украшенный ковер — камень, на который присела Дева превратился в царский трон.
А еще это эпоха нового благочестия. Идея такая — следовать учению Христа в каждодневных делах и помыслах, т.е исполнять земные обязанности как религиозные заповеди (поэтому и украшали роскошью свой быт почти с маниакальным религиозным наслаждением все, даже бюргеры, ибо моду от знати подхватывали).
Более того, это время пантеизма, когда каждая частичка мироздания освящена пребыванием Бога в ней. Отсюда такая многословность — максимально подробное описание быта, людей и деталей, даже самых мелких, потому что ничего незначительно нет — даже в этих остроконечных туфлях Иосифа на деревянной подошве присутствует Бог, ровно как и на том бархатном занавесе, где местами уже стерлось золотое шитье. Тот самый взгляд в микроскоп. 😁
Мне, а значит и вам 😂😂, тут любопытно два момента.
1️⃣ Пастухи.
Они там, наблюдают за сценой поклонения волхвов с крыши хлева (прибежали оттуда, с горы, где ангел им благую весть принес). Смотрим внимательно, насколько это возможно по столь жутким репродукциям 😭 — лица их отмечены печатью трудной доли и нужны (в 13-14 веках нидерландские города были ареной ожесточенных боев, закончившихся поражением восставших ремесленников и крестьян, и победой патрициата).
Перед нами грубые простонародные физиономии. Потому что любой художник эпохи Возрождения смотрит именно в свой мир и в свою реальность.
Кстати, именно в картинах Гуго ван дер Гуса впервые появляются народные типы, которые уже в 16 веке будут царить на полотнах того же Брейгеля.
2️⃣ Избиение младенцев.
История такая: царь Ирод, правитель Иудеи, узнав от волхвов о рождении Иисуса, т.е о новорожденном царе Иудейском, увидел в нем угрозу своему трону. Волхвы ушли в свою страну не открыв тайну местонахождения Христа. Тогда Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте от двух лет в Вифлееме и окрестностях.
Правая створка ее как раз и изображает: воины царя Ирода, облаченные в доспехи 15 столетия (потому что свой мир, своя реальность) заламывают руки матерям, которые защищают своих детей.
Сцена эта максимально экспрессивна. Но экспрессия на удивление тиха — драматический накал потушен готической хрупкостью (вытянутые силуэты, ломаные линии и такие же ломаные позы). Перед нами не трагедия рода человеческого, а символ этой трагедии — драма переведенная в схему.
Триптих этот художник написал аккурат в монастыре в начале 1480-х. Автор монастырской хроники рассказывает о тяжелом душевном состоянии ван дер Гуса, который, если верить строкам летописи, пытался даже покончить с собой.
Позволю себе предположить, что именно это подавленное состояние ван дер Гуса отразилось как в зеркале в правой части триптиха. Мы тут не найдем доп.сюжетов — только один и тот резко выделяется на общем фоне своей обреченной динамикой, вселенским чувством скорби и растерянности.
А теперь немного о смешном. Посмотрите на эту сценку с избиением еще раз, только охватите ее не детально, а всю целиком.
ТададаДам! Матери и солдаты Ирода будто танцуют на балу у Филиппа Доброго или Карла Смелого — максимально манерные жесты и позы, да и сама постановка фигур в пространстве.😁
Потому что, то была эпоха куртуазной культуры, утонченный стиль которой в живописи сказался именно этим вот изяществом и грацией героев, напоминавших придворных дам и кавалеров.