Как наших доверчивых предков дурачили якобы реальными снимками «духов» близких людей

В XIX веке первые фотографы быстро столкнулись со странностями. Из-за долгой выдержки, бликов, зеркал, огрехов техники и даже просто грязи можно было запечатлеть нечто «необъяснимое». Когда люди покидали кадр слишком рано, они зачастую оставляли этакий фантомный след. Порядочные фотографы делали новый снимок. А вот непорядочные быстро смекнули, как на всём этом заработать.

Как наших доверчивых предков дурачили якобы реальными снимками «духов» близких людей

Фото (здесь и далее): общественное достояние. Фото (здесь и далее): общественное достояние.

Я не большой знаток искусства фотографии, поэтому не стану вдаваться в технические подробности. Лучше я расскажу, как в 1862 году гравировщик Уильям Мамлер сделал селфи, на котором после проявки увидел очертания двоюродного брата, которого не стало 12 лет назад. Снимок попал в газеты и стал настоящей сенсацией. А сам Мамлер, недолго думая, открыл собственное ателье и начал работать, как фотомедиум.

Как наших доверчивых предков дурачили якобы реальными снимками «духов» близких людей

С помощью двойной экспозиции и совмещая пластины со снимками разных людей, мошенник научился делать так, что за спиной его клиента или клиентки появлялся «дух». Иногда и не один. Сам фотограф был прекрасным актером. Он сразу заявлял тем, кто к нему приходил, что никакой результат гарантировать не может и не знает, почему вселенная наделила его столь редким даром. Когда же на снимке «вдруг» объявлялся призрак, Мамлер удивлялся громче всех.

Как наших доверчивых предков дурачили якобы реальными снимками «духов» близких людей

Дальше нужно было просто убедить клиента, что дух – его близкий. Благо, фотографии получались не особо четкими. Если человек не узнавал призрака, Мамлер просил повспоминать дальнюю родню. Кто-нибудь обязательно приходил на ум. В конце концов, да кто там помнит, носила ли в свое время бабушка пучок на голове?! Вроде бы носила.

Как наших доверчивых предков дурачили якобы реальными снимками «духов» близких людей

Фото справа – один из самых известных кадров Мамлера. Это – вдова Авраама Линкольна с… собственно, с мужем. Фото справа – один из самых известных кадров Мамлера. Это – вдова Авраама Линкольна с… собственно, с мужем.

За такие снимки шарлатан брал большие деньги. Многие безоговорочно ему верили. Даже хорошо образованные люди. Например, фотомедиумов защищал автор «Шерлока Холмса» сэр Артур Конан-Дойл. Но проколы все равно случались и нередко. Однажды Мамлер сфотографировал даму с духом пропавшего без вести мужа, а тот взял и вернулся домой. В другой раз в призраке узнали чью-то знакомую, живую и в добром здравии.

Как наших доверчивых предков дурачили якобы реальными снимками «духов» близких людей

Уильяма Мамлера разоблачили и судили в 1869 году. Но оправдали – суд заявил, что технологии постоянно развиваются и то, что 100 лет назад посчитали бы колдовством, сегодня не вызывает удивления. Так что кто знает, насколько раздвинутся границы познания ещё через век.

Как наших доверчивых предков дурачили якобы реальными снимками «духов» близких людей

Фотографии с призраками стали делать многие. Некоторые компании даже запустили серийное производство. Они не утверждали, что их кадры реальные. Это были просто занятные страшилки на потребу публики – как сегодня фильмы-хорроры про чужих, говорящих кукол и тому подобное. Фотографии духов даже удалось сделать объемными – их смотрели при помощи стереоскопов, бинокулярных оптических приборов.

Как наших доверчивых предков дурачили якобы реальными снимками «духов» близких людей

Сцена, снятая с двух разных точек, при рассматривании полученной стереопары кажется трехмерной. Стереоскопы были телевизорами XIX века. Зрителям предлагали любые сюжеты: виды природы, юмористические зарисовки и ужастики. Впрочем, постепенно мода на всё это пошла на спад.

источник

Ваш комментарий