Фрагмент картины «Всюду жизнь», Николай ЯрошенкоФрагмент картины «Всюду жизнь», Николай Ярошенко
Его называли портретистом гор, так как пейзажи, особенно непревзойденных кавказских хребтов, удавались ему и быстро составили хорошую репутацию художника. Однако самой популярной его работой является совершенно иная по жанру картина, которые многие критики считали скандальной
Живопись Н. ЯрошенкоЖивопись Н. Ярошенко
Другие же восхваляли автора за следование золотому сечению в картине «Всюду жизнь», написанной в 1886 г. Очевидно, Ярошенко изо всех сил старался подчеркнуть социальные противоречия, существующие в его эпохе.
Живопись Н.ЯрошенкоЖивопись Н.Ярошенко
Итак, перед нами невзрачный, обшарпанный арестантский вагон. Через зарешеченное окно мы видим группу персонажей, совершенно непохожих между собой. Первыми, на кого обращает внимание зритель – женщина с покрытой головой и ее ребенок, невинно радующийся голубям на перроне.
«Всюду жизнь», Николай Александрович Ярошенко, 1888«Всюду жизнь», Николай Александрович Ярошенко, 1888
К женщине (очевидно вдове) у критиков было больше всего вопросов, слишком невинно она выглядит для арестантки. К тому же, невольная подсознательная ассоциация с другим, самым известным женским образом в искусстве, позволила обвинить художника в идеализации.
Речь, конечно, о Богоматери. Точнее Мадонне, которую в европейском искусстве изображали похожим образом. В дополнении ее тайному сакральному смыслу тут и невинное дитя, которое вообще противоестественно смотрится в условиях заточения. Тем более, ребенок единственный, кто абсолютно не осознает, что на самом деле происходит.
Фрагмент картиныФрагмент картины
Помимо этих двух героев, есть и другие персонажи: интеллигент, мужчина с чубом, крестьянин – все располагают к себе. В этом расположении и явной живописной привлекательности и крылась основная проблема, ставившая художника под удар.
Да, многие вменяли ему излишнюю идеализацию, мол он специально нарисовал персонажей-арестантов такими далекими от преступных типажей. Контраст обстановки, в которой они находятся и внутренних характеристик (передающихся через внешние) настолько явен, что от доброй в общем-то картинки зритель начинает морщится.
Фрагмент картиныФрагмент картины
Итак, группа будущих заключенных мирно любуется голубками на перроне, завидуя их свободе. Свобода – великая ценность человека, говорит художник. Не даром на перроне не какие-то случайные животные, например, собаки, а именно птицы, и обязательно – голуби. На языке художественных образов они соотносятся и с мирной жизнью, и со свободой, и с Девой Марией, чей образ тут скрытно процитирован.