Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Аккурат с века XIX в среде художников сформировалось такая мода — учиться нужно непременно в Париже, опыту набираться — в Италии, а за свежими впечатлениями ехать в экзотические страны.
Например, Верещагин, тот, который гору из черепов создал и "лейденской башней" себя называл (потому что к началу XX века в миру трудно было отыскать организацию, конфессию или отдельного человека, с которым бы он не рассорился) в Индию на два года ездил. Или Петров-Водкин — сбежал из "пекла бестолковой человеческой жизни" в Африку (французские колонии Алжир и Тунис).
ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА тоже времени зря не теряла — в Марокко дважды была: с декабря 1928 года по январь 1929 года и с февраля по март 1932 года. Это были самые светлые события во мраке ее постреволюционных дней, неустроенности, эмиграции и разлуке на 36 лет с дочкой Таней.
Много позже Зинаида Евгеньевна напишет Тане письмо, в котором читаем: "Жизнь здесь [в Париже] — одна суета, одна нервность и отчаянье… А как же художнику творить без "радостного волненья"? Вот разве что один месяц, проведенный в Марокко в 1928 году, и затем полтора месяца там же захватили меня всецело своей непосредственной живой красотой…"
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Первый раз спонсором поездки Серебряковой был бельгийский барон Броуэр, второй раз — бельгийский банкир Анри Лебеф. И нет, это были не акты доброй воли, хотя благие альтруистические намерения на зачаточном уровне узреть можно, ибо тогда Серебрякова хоть и выставлялась в Париже, знаменитой отнюдь не была — по возвращению нашей дамочки из путешествия и Броуэр, и Лебеф забирали себе любые понравившиеся работы из написанных там, в Марокко.
Почему именно МАРОККО? Потому что Марокко, как одна из наиболее экзотичных стран Магриба, пользовалась популярностью в художественной среде уже около 200 лет: в 1832 году в составе французского посольства здесь побывал Эжен Делакруа, о чем он написал в своих дневниках (кстати, очень символично, что вторая поездка Серебряковой в Марокко состоялась ровно через сто лет после Делакруа и тоже, к слову, в период дождей, но ни у Делакруа, ни у Серебряковой нет и намека на непогоду — только свет и солнце).
На волне увлечения Магрибом в 1910 году сюда впервые попала французская художница Сюзанна Крепин (работала попеременно в Париже, Бретани и Марокко до 1956 года). В 1911-1913 годах страну посетили Кес Ван Донген, Анри Матисс и Альбер Марке.
А все почему? Здесь было особенное солнце, много света и тот самый первозданный дух — природа и человек, еще не тронутые "благами" технической цивилизации.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Интерес к Магрибу, и в том числе к Марокко, в 1920-1930-е годы только возрос. В 1912-1956 годах Марокко находилось под протекторатом Франции, поэтому больше всего там побывало именно французских художников, а Серебрякова как раз во Францию и эмигрировала. В 1927 году султаном там стал 18-летний Сиди Мухаммед Бен Юсуф (с 1957 года — король Мохаммед V), открывший многие места в стране для туристов и вообще всячески приветствовавший новый люд на просторах своей "вселенной" (сюда, в частности, приезжали художники Александр Рубцов и Василий Шухаев, а французы Анри Понтуа, Жак Мажорель, Габриэль Руссо, Маргерит Делорм, Женевьева Барьер Демнати и др. и вовсе остались там на пмж).
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
В Марракеше первые дни Серебрякова жила в отеле "Континенталь", а затем у знакомой Броуэра, мадемуазель Леру, врача по профессии. На протяжении месяца (с конца декабря до середины января) художница была увлечена всем, что ее окружало: людьми, природой, традициями, деталями повседневной жизни.
"Меня поразило все здесь до крайности — и костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские) и т.д. Жизнь в Марракеше тоже фантастическая — все делается кустарным образом, как должно быть было и тысячу лет тому назад. На площади — называется Джемаль Эль Фна — каждый день тысячи людей смотрят, сидя кружками на земле, на танцы, фокусников, укротителей змей (совсем как дервиши и индусы) и т.д. и т.д." (из письма к брату Евгению от 24 декабря 1928 года).
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Не останавливали ее и трудности "перевода", т.е самого рисунка. Что я имею в виду? Этюдные зарисовки — это всегда списки с натуры, а марокканцы, видя, что Серебрякова рисует их, либо закрывали лавки и уходили, либо требовали деньги. Но очарование художницы все же брало верх и с этих поездок привезла с собой огромное количество листов — портретов, бытовых сценок, и совсем немного пейзажей.
И даже "ню", что казалось вообще невозможным, поскольку восточные женщины традиционно себя не оголяют от слова совсем (по словам самой художницы экзотические "ню" заказал ей Броуэр, а он был спонсором ее первой поездки и нужно было выкручиваться, уговаривать, гипнотизировать 😂 — последнее, это я, конечно, шучу).
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
И эти марокканские этюды Серебряковой — дивно замечательные. Они что-то среднее между сухим академизмом и обобщенно-отвлеченным модернизмом.
В них не будет каких-то мудреных философий и срытых смыслов, только свежие, простые и такие меткие образы, полные жизни и света.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.
Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.Марокканские этюды 1928-1929 и 1932.