Композиция пейзажа.

Жанр пейзажа нельзя считать простым и не требующим создания глубокого образа. А для создания образа, его выразительности не обойтись без работы над композицией.

Пейзажные этюды отличаются от картины пейзажа именно тем, что в картине меньше случайного, больше проработанности сюжета и тщательно найдена композиция. Именно это и заставляет зрителя воспринимать красоту окружающего мира, восхищаться образом пейзажа, написанным художником.

Композиция пейзажа.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Зима" из серии "Времена года".Фото автора. Тяглова Н.В. "Зима" из серии "Времена года".

Композиция пейзажа начинается с выбора мотива. Это всегда индивидуально для каждого мастера. В мотиве находит отражение личности художника, его подчерка, настроения, чувств. Главное в выборе мотива – это постараться по-новому увидеть пейзаж, избежать стереотипов и повторов.

Пусть будут значительными достижения знаменитых художников пейзажистов, не стоит начинающему художнику копировать их композиции. Нужно постараться увидеть природу вокруг по своему, по современному, не забывая, что художник должен быть представителем своего времени, отражать его темп, создавать образ окружающей его реальности.

Композиция пейзажа.

Фото автора. Тяглов А.А. "Воскресенье".Фото автора. Тяглов А.А. "Воскресенье".

Само присутствие человека в пейзаже, цветовое решение и архитектурные элементы разные в каждую эпоху и играют на образ в картине пейзаже. Нельзя в 21 веке продолжать писать безвременные разрушенные хижины 19 века или абстрактные замки в стиле рококо.

Настоящий художник всегда выражает идеи своего времени, и это отчетливо видно в пейзаже. Это очень хорошо прослеживается в творчестве Г.Г. Нисского или К.Ф. Юона, других советских мастеров пейзажа.

Нельзя недооценивать значение рисунка и композиции в пейзаже, считая, что главное здесь колорит, живопись. Здесь важно все. После выбора мотива начинаются композиционные поиски. Определяется размер, формат будущего пейзажа.

Композиция пейзажа.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Яблоня".Фото автора. Тяглова Н.В. "Яблоня".

Сразу скажу, что для этого необходим большой натурный материал: наброски, зарисовки, этюды и фотографии данного мотива. В процессе работы над этюдами уточняется композиция данного мотива, ее тональное и колористическое решение. Это позволяет посмотреть на будущую картину и избежать ошибок в рисунке, колорите, в тональном решении.

Встречаются художники, которые пытаются писать пейзажи по памяти или только по фотографиям. Но это видно сразу по выхолощености работ, по чрезмерной правильности и рациональности. Работа на пленэре полна эмоций, чувств художника. Они потом отражаются и в картине, написанной по этюдам.

Сам процесс создания картины пейзажа сложный и непохожий у каждого художника. Один делает предварительный тщательный тональный рисунок и «нашлепки» в цвете. Другой художник отстраивает композицию на основе самого выразительного и удачного натурного этюда. Третий – придумав линейную композицию, идет и пишет с натуры необходимый материал, подбирая его уже под композицию.

В пейзаже часто включаются фигуры людей, строения, техника. Особенно это касается современного пейзажа, ведь сейчас практически везде чувствуется присутствие человека. Здесь нужно быть точным в деталях, ведь небрежно написанная фигура или машина может испортить весь пейзаж.

В композиции пейзажа действуют все основные законы композиции. Но один из самых главных для пейзажа это — закон цельности и контрастов. Особенно важно помнить о тональных и цветовых контрастах, о контрастах форм и размеров.

Несмотря на контрастность, все они должны быть в едином изобразительном пространстве. Без контрастов не будет выразительности, но без их согласованности не будет цельности.

Здесь нельзя увлекаться решением отдельных задач, написанием одного фрагмента, детали, ведь пейзаж это, прежде всего, цельное восприятие окружающего мира, его обобщенный образ.

Мне хотелось обратить внимание на необходимость серьезного подхода к пейзажу. Призвать художников не ограничиваться только этюдами, а сделать шаг вперед и написать картину.

источник

Ваш комментарий