Почему картину Энгра не приняла Русь?

Почему картину Энгра не приняла Русь?

Мадонна перед чашей с причастием. Жан Огюст Доминик ЭнгрМадонна перед чашей с причастием. Жан Огюст Доминик Энгр

Русь – это, разумеется, общее выражение, ведь произведение было написано в середине 19 века.

И что является достаточной редкостью – по заказу русского императора Александра II. Но этот образчик абсолютно западного религиозного искусства был почти что обруган в России. Кроме того, художнику, по слухам, так и не выплатили гонорар.

Почему картину Энгра не приняла Русь?

Фрагмент картиныФрагмент картины

Французский живописец Жан Огюст Доменик Энгр обладает уникальной эстетикой. Его луноликии Мадонны с непропорционально вытянутыми фигурами кажутся существами из другого мира, тихими и таинственными.

Одна из таких замечательных работ под названием «Мадонна перед чашей с причастием» была привезена к императорскому двору. Ей был выделен зал под выставку одной картины. Но западная Мадонна разочаровала поклонников русской Богоматери. Сейчас картина хранится в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в Москве.

Почему картину Энгра не приняла Русь?

Фрагмент картиныФрагмент картины

Традиции религиозной живописи России и Европы действительно очень разные. Вышедший из средних веков образ прекрасной дамы (леди или принцессы), затем возрожденческая эстетика – все это отразилось на образе Мадонны, ставшей образчиком идеальной красоты.

Русская Мадонна – Богоматерь – это самоотверженный и драматический образ, тесно связанный с состраданием и принятием. Православные иконы, в традиции, унаследованные из Византии, оставили отпечаток на каноне. Богоматерь не опускает взгляд, не кокетничает, ее сердце и взор открыт каждому приходящему.

Почему картину Энгра не приняла Русь?

Мадонна со святыми. Версия с другими героями. Жан Огюст Доминик ЭнгрМадонна со святыми. Версия с другими героями. Жан Огюст Доминик Энгр

Но это не значит, что работы западных художников и Энгра в частности хуже! Посмотрите какая идеальная композиция в его шедевре «Мадонна перед чашей с причастием». В картине царит полная симметрия, а Мадонна – главная ось. Подсвечники, как стражи, маленькая блестящая чаша с облаткой уравновешивает натюрморт на переднем плане. А на заднем – двое святых, св. Николай (покровитель императора Николая I) и Александр Невский, помещенные на картину по просьбе заказчика, то есть, самого императора.

Почему картину Энгра не приняла Русь?

Мадонна с ангелами. Еще одна версия сюжета. Жан Огюст Доминик ЭнгрМадонна с ангелами. Еще одна версия сюжета. Жан Огюст Доминик Энгр

Считается, что обиженный на холодный прием работы Энгр лишил ее уникальности, сделав несколько копий, только уже с другими святыми, более привычными западному канону. Также, есть версия с ангелами, не менее привлекательная. На самом деле, художник был склонен повторять свои шедевры, заменяя детали. Сейчас, каждая из таких работ представляет огромную ценность для искусства.

А какое впечатление западная Мадонна произвела лично на вас? Делитесь мнением в комментариях под статьей и подписывайтесь на наш канал!

источник

Ваш комментарий