Ольга Розанова. Заумная наклейка (Абстрактная композиция). № 12. 1915. Российский государственный архив литературы и искусства.Ольга Розанова. Заумная наклейка (Абстрактная композиция). № 12. 1915. Российский государственный архив литературы и искусства.
Художник авангарда видит себя не создателем нового направления, а открывателем некоего объективно существующего закона. Поэтому он так нуждается в союзниках — не учениках, но сторонниках, чье существование доказывало бы его правоту.
Такая секта адептов — сторонников, но не эпигонов.
Это включение из Северной столицы. На связи первая половина ХХ века, "Супремус" или круг Малевича. Вернее, наиболее одаренная, если не сказать больше, его последовательница ОЛЬГА РОЗАНОВА.
Только ей и Лисицкому удалось вырваться из этого "круга ада", т.е из-под власти идей Малевича, на волю, в свободное и самостоятельное плавание.
К Малевичу Розанова примкнула на знаменитой "Последней футуристической выставке 0,10", той самой, где царь и бог супрематизма презентовал миру "Черный квадрат".
Который есть ПРОСТО ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ, а не черная дыра, засасывающая в себя все живое (толкований масса и они все мимо, потому что горе от ума — это еще Грибоедов говорил). Тут четыре основных момента:
1️⃣ Малевич не первый кто закрасил простую геометрическую фигуру, но он первый, кто не играл со смыслами закрашенных поверхностей, а назвал это изображение тем, чем оно является. Т.е черным квадратом.
2️⃣ Черный квадрат — это чистый цвет и ясная форма. Цвет, поглощающий все другие цвета. И форма квадрата, первоформа (вообще, их три — квадрат, круг и треугольник).
3️⃣ Черный квадрат — это обнуление и это начало. Начало нового живописного алфавита, его первая и заглавная буква. Это новый изобразительный код грядущих эпох, т.е постмодернизма и метамодернизма.
4️⃣ За этой черной формой нет и не может быть ничего, только концепция. Поэтому и повесил Малевич его в красном углу, там, где традиционно располагались иконы. И понеслась. Одна интерпретация похлеще другой (и именно поэтому квадрат лишь мнится квадратом — ни один из его углов не равен 90 градусам).
А еще мы держим в голове идеи космизма (кометы, звезды, новые бесконечные пространства) и, шокирующее тогда буквально всех, открытие — расщепление атома.
И каждый атом
Хрустально малый
Пронзает светом
Больным и алым.
И каждый малый
Певуч, как жало,
Как жало тонок,
Как жало ранит
И раним
Жалом,
Опечалит
Начало
Жизни
Цветочно
Алой. (Ольга Розанова)
Итак. Ольга Владимировна Розанова (1886-1918) за свою несправедливо короткую жизнь (в 32 года умерла от дифтерита) успела пройти путь от примитивизма к кубофутуризму, супрематизму и цветописи. Т.е, грубо говоря, пройти авангард от А до Я и шагнуть дальше, в постмодернизм. А еще она писала заумные стихи, была дамой сердца поэта Алексея Крученых (в соавторстве с ним делала рукописные и малотиражные футуристические книги, и вообще в этой области стала одним из ведущих мастеров) и была барышней видной, активной — много сил отдала организации и устройству художественной жизни в России в первые послереволюционные годы.
Ранняя Розанова — это ранний авангард.
Во-первых, примитивизм. Когда изящная кудрявая прическа вдруг становится норманским шлемом.
Ольга Розанова.
Кузница. 1911—1912. Х., м. ГРМ.
Городской пейзаж. 1910. Х., м. ГРМ.
Автопортрет. 1912. Ивановский областной художественный музей.
Натюрморт. 1912-1913. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева.
Ресторан. (Кафе). 1911. ГРМ.
Направленные линии (Диссонанс). 1913. Де Мойн, штат Айова, США.
Натюрморт. (Футуристическая композиция). 1914-1915. ГРМ.
Метроном, 1914-15. ГТГ.
Письменный стол. 1915. ГРМ. Ольга Розанова.
Кузница. 1911—1912. Х., м. ГРМ.
Городской пейзаж. 1910. Х., м. ГРМ.
Автопортрет. 1912. Ивановский областной художественный музей.
Натюрморт. 1912-1913. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева.
Ресторан. (Кафе). 1911. ГРМ.
Направленные линии (Диссонанс). 1913. Де Мойн, штат Айова, США.
Натюрморт. (Футуристическая композиция). 1914-1915. ГРМ.
Метроном, 1914-15. ГТГ.
Письменный стол. 1915. ГРМ.
Во-вторых, кубофутуризм и сильное влияние алогизмов Малевича. Когда, сопоставляя разные предметы в одном объекте или пространстве, извлекаются лингвистические, а не пластические маркеры.
Розанова, кстати, как и мэтр супрематизма, никогда не была в Париже, в отличие от тех же Экстр или Поповой, и прямой ученицей кубистов не была. Да и мало кто был вообще. Поэтому тогда в России кубизма не было, был только кубофутуризм.
А потом беспредметность — это уже зрелый авангард и зрелая, но юная Розанова.
В 1915 году она окунулась в мир живописи без предмета. Конечно благодаря Малевичу, скажете вы. Да, но нет. Сейчас будет небольшой каламбур. 😅
Итак. Малевич тогда в тайне от всех работал над будущим супрематизмом. Посвящен был лишь Крученых, с которым Розанова была в романтических отношениях.
Розанова же сильно повлияла на Крученых — в 1915 году он иллюстрирует свою заумную книгу "Вселенская война" (опубликована в 1916), пользуясь и вдохновляясь разработками Розановой 1915 года, а именно ее "заумными наклейками". Т.е наклейками абстрактными.
🔹️Верхние 6 шт — Ольга Розанова.
Заумная наклейка №2. 1915. Галерея Гмуржинской, Кельн.
Заумная наклейка (Беспредметная композиция). (3). 1915. Частное собрание. Ранее — Галерея Гмуржинской, Кельн.
Заумная наклейка №5. 1915.ОР РГБ.
Заумная наклейка (Абстрактная композиция). (14). 1915. Стеделийк музей. Амстердам. Собрание Харджиева.
Заумная наклейка (Беспредметная композиция) №11. 1915. ОР РГБ.
Заумная наклейка (Беспредметная композиция). (18). 1916. Галерея Гмуржинской, Кельн.
🔹️Нижние 3 шт — Алексей Крученых:
Крученых при участии Розановой. Битва Индии с Европой. 1916. Лист №6 из книги "Вселенская война. Ъ. Цветная клей".
Крученых при участии Розановой. Разрушение. 1916. Лист №5 из книги "Вселенская война. Ъ. Цветная клей".
Крученых при участии Розановой. Военное государство. 1916. Лист №10 из книги "Вселенская война. Ъ. Цветная клей".🔹️Верхние 6 шт — Ольга Розанова.
Заумная наклейка №2. 1915. Галерея Гмуржинской, Кельн.
Заумная наклейка (Беспредметная композиция). (3). 1915. Частное собрание. Ранее — Галерея Гмуржинской, Кельн.
Заумная наклейка №5. 1915.ОР РГБ.
Заумная наклейка (Абстрактная композиция). (14). 1915. Стеделийк музей. Амстердам. Собрание Харджиева.
Заумная наклейка (Беспредметная композиция) №11. 1915. ОР РГБ.
Заумная наклейка (Беспредметная композиция). (18). 1916. Галерея Гмуржинской, Кельн.
🔹️Нижние 3 шт — Алексей Крученых:
Крученых при участии Розановой. Битва Индии с Европой. 1916. Лист №6 из книги "Вселенская война. Ъ. Цветная клей".
Крученых при участии Розановой. Разрушение. 1916. Лист №5 из книги "Вселенская война. Ъ. Цветная клей".
Крученых при участии Розановой. Военное государство. 1916. Лист №10 из книги "Вселенская война. Ъ. Цветная клей".
"Эти наклейки рождены тем же, что и заумный язык — освобождением твори от ненужных удобств (ярая беспредметность). Заумная живопись становится преобладающей. Раньше О. Розанова дала образцы ее, теперь разрабатывают еще несколько художников, в том числе К. Малевич, Пуни и др., дав мало говорящее название: супрематизма. Но меня радует победа живописи как таковой, в пику прошлецам и газетщине итальянцев. Заумный язык (первым представителем коего являюсь я) подает руку заумной живопи" (Крученых).
Крученых, в свою очередь, сильно повлиял на обоих, т.е на Розанову и Малевича. И причина всему — заумь, т.е заумные стихи. Вот ведь что есть заумный стих по мысли Крученых? Это слово как таковое. Слово, как чистый звук. Перевожу на предмет живописи — абстракция, как чистый цвет и чистая форма (Розанова пишет сама заумные стихи, а Малевич — свой первый теоретический труд о будущей супрематической поэзии, оперирующей массами звуков, которой, как он полагает, еще нет).
Т.е на рождение супрематизма в равной степени повлияли Крученых и Розанова, а сам уход в мир абстракции рождался если не в отрыве от Малевича, то параллельно с ним.
Отмечу: супрематические эксперименты Крученых-Розановой (наклейки) немного отличаются от того, что будет со всех углов пропагандировать Малевич. Его формы в высшей степени четкие, геометрически выверенные, интеллектуальные. Розановско-крученовские, напротив, хранят ощущение произвольности (тут скорее вспоминается Матисс с его декупажами 1950-х годов).
Но каким бы путем эта троица не шла, итог поисков, к которому они приходят, один — идеальная изобразительная конструкция, которая ничего ни у кого не отнимает (и не прибавляет тоже), ничего никому не доказывает, ничего ровным счетом не создает. Конструкция, т.е ФОРМА, КОТОРАЯ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХ СМЫСЛОВ, КОТОРЫЕ К НЕЙ ПРИЛИПАЮТ.
Парад интерпретаций в студию! (надеюсь, вопросов про "Черный квадрат" больше не будет 😂)
Еще Платон полагал, что всякий предмет вторичен по отношению к своей идее. Т.е если вся живопись ДО шла от аристотелевской идеи подражания, то авангард развернулся к Платону. Кандинский пришел к этому через прозрение и музыку, сам. Малевич путем интеллектуальным, т.е с волшебным крученовско-розановским пинком.
Так что хотя формально Розанова и была в секте, то вроде как и не была в ней или была, но с оговорками — это такой романтический супрематизм, лирический, поэтический (тут как вам больше нравится). Супрематизм, который вроде очень про Малевича, но при этом с сильным отпечатком самости Розановой (держим в голове ее заумные наклейки), потому что рождался он, этот супрематизм, и с ее участием тоже.
Ольга Розанова.
🔹️Верх — супрематические эксперименты.
Супрематизм. 1916—1917. ГРМ
Беспредметная композиция. 1917. Музейное объединение, Тотьма.
Супрематизм (Полет аэроплана). 1916. Самарский областной художественный музей.
🔹️Низ — цветопись.
Зелёная полоса. 1917. Частное собрание, Швеция.
Цветопись. (Беспредметная композиция). 1917-1918. Ульяновский областной художественный музей.
Композиция. Распыление цвета. 1917. Архангельский музей "Художественная культура Севера".Ольга Розанова.
🔹️Верх — супрематические эксперименты.
Супрематизм. 1916—1917. ГРМ
Беспредметная композиция. 1917. Музейное объединение, Тотьма.
Супрематизм (Полет аэроплана). 1916. Самарский областной художественный музей.
🔹️Низ — цветопись.
Зелёная полоса. 1917. Частное собрание, Швеция.
Цветопись. (Беспредметная композиция). 1917-1918. Ульяновский областной художественный музей.
Композиция. Распыление цвета. 1917. Архангельский музей "Художественная культура Севера".
И именно благодаря этот самости Розанова смогла сделать шаг дальше и много длиннее — в цветопись. А это уже будущий постмодернизм и поздняя Розанова.
В январе 1917 художница начала работать над картинами с "преображенным колоритом" (так она писала в письмах друзьям), в которых старалась преодолеть влияние Малевича и освободиться от канонов супрематизма.
Сейчас будет ответ на вопрос "Есть ли жизнь после "Черного квадрата"?😁
Вообще, картин Розановой, которые можно было бы идентифицировать с цветописью, сохранилось немного (вскоре она умерла). В чем соль этих работ? Ну, это прорыв, товарищи. Бомба. Революция. Новаторство и новизна в подходе к цвету и свету, как главным компонентам живописной системы. Это постмодернизм, который парадоксальным образом материализовался через тридцать лет на другой части земного шара. В Америке — два товарища, Барнет Ньюман и Марк Ротко, видеть работ Розановой не могли, но они также демонстрируют главенство цвета и света, решают сходные живописные задачи.
Ольга Розанова. Цветопись (Беспредметная композиция). 1917, ГРМ, СПб. / Марк Ротко. Оранжевый, красный, желтый, 1961. Частная коллекция.Ольга Розанова. Цветопись (Беспредметная композиция). 1917, ГРМ, СПб. / Марк Ротко. Оранжевый, красный, желтый, 1961. Частная коллекция.
Ольга Розанова. Зеленая полоса. 1917. Ростово-Ярославский музей-заповедник. / Барнетт Ньюман. Единство V, 1952. Частная коллекция.Ольга Розанова. Зеленая полоса. 1917. Ростово-Ярославский музей-заповедник. / Барнетт Ньюман. Единство V, 1952. Частная коллекция.
Поэтому запомните это имя — ОЛЬГА РОЗАНОВА. Та, которая заумные наклейки делала, заумные стихи писала, окунулась в супрематизм, которому сама же помогла родиться на свет. Но, главное, запомните ее прорыв — ЦВЕТОПИСЬ (правда сама она этот термин не употребляла, предпочитала "преображенный колорит").
Ольга Розанова / Ольга Розанова. Автопортрет. 1912. Ивановский областной художественный музей.Ольга Розанова / Ольга Розанова. Автопортрет. 1912. Ивановский областной художественный музей.
Послесловие.
Алексей Крученых посвятил ей книжку "Возропщем" (1913): "Первой художнице Петрограда О. Розановой".
Владимир Маяковский напечатал цикл из трех стихотворений с надписью: "Светлой О.В.Р. — эти стихи" (1915).
Петр Митурич придумал для нее имя — "ОЛЬРОЗ".
Александр Родченко говорил про нее: "Живописец-Изобретатель… революционер Искусства, первый Мастер супрематической живописи".
Андрей Сарабьянов назвал ее "Гениальной художницей Ольгой Розановой".