Константин Юон. Новая Планета, 1921. ГТГ. Москва. Сейчас на выставке в Русском музее.
Константин Юон. Новая Планета, 1921. ГТГ. Москва. Сейчас на выставке в Русском музее.
Наступят времена, когда "человеку необязательно будет быть двуногим, с головой, руками, носом, глазами и всепожирающим желудком" (Казимир Малевич вслед за Константином Циолковским).
Здравствуйте, товарищи 😁 Ну что я вам хочу сказать — выставку вчера посмотрела, обдумала, переварила, переспала с этим и теперь готова о РУССКОМ КОСМИЗМЕ слово молвить.
Вся фотокорреспонденция ниже (фото с выставки "Космизм в русском искусстве", в Русском музее, в корпусе Бенуа), а здесь ⬇️ слово.
Помните, еще Платон утверждал, что Космос есть разумное живое существо, мир, в котором все гармонично, целостно и упорядоченно (противопоставлял Космос Хаосу). Так вот, держите это в голове.
А еще то, что конец XIX — начало ХХ столетия — это время стремительного научно-технического прогресса и эпохальных открытий в физике, химии, астрономии, математике (никогда не замечали, что абстракции зрелого Кандинского, геометрические, сильно похожи на тот самый микромир, который мы видим через лупу микроскопа? Так вот они именно об этом, ибо аккурат в то время микроскоп и изобрели, а еще о том, что макромир и микромир взаимосвязаны).
И вот что тут нужно понять — русский космизм не представляет собой целостного учения. Здесь речь скорее идет о круге авторов конца XIX — начала XX веков, для которых видимый космос стал единственным местом жизни человека.
Потому что христианская парадигма рухнула — гибель Бога по Ницше — и установила новые законы: тотальную власть Космоса и индивидуальное бессмертие для каждого живущего или жившего раньше человека.
Первый вектор теории русского космизма — религиозно-философский. То по Николаю Федорову, который в конце XIX века "Философию общего дела" сочинил (среди его почитателей, кстати, были Лев Толстой, Федор Достоевский и Владимир Соловьев). Идея такая: создание технологических, общественных и политических условий, которые позволили бы воскресить — техническими средствами! — всех когда-либо живших на Земле людей.
Т.е воскрешение всего рода человеческого, предреченное Христом, осуществится с помощью научных достижений.
А это станет возможным только после мирового единения человечества (установление всеобщего равенства, которое есть братство), при торжестве разума и доброй воли (социализм вырос не на пустом месте, как вы понимаете).
Те же, кто воскреснет из мертвых, не смогут все поместиться на Земле — отсюда и возникла идея освоения космического пространства и новых планет. Воскресший люд будет обитать именно там (процесс заселения Вселенной с целью ее преображения, продления и совершенствования жизни людей).
Федоров непоколебимо верил в технику, науку, знание: коль скоро все сущее материально, то все оно доступно любым манипуляциям с помощью технологии. Поэтому в скором времени земляне смогут управлять атмосферными процессами, климатом, будут контролировать и регулировать сейсмические и вулканические явления, и в конечном итоге Земля станет, барабанная дробь, космическим кораблем.
Звездные войны заказывали? Пожалуйста 😂
Второй вектор — это товарищи Циолковский, Вернадский и Чижевский, исповедовавшие естественнонаучный подход.
Так, "отец" русской космонавтики разработал уравнение движения и принцип двухступенчатой ракеты, и рассматривал возможность освоения космоса человеком с помощью постройки ряда орбитальных станций на земной орбите. А еще он свято верил, что все живые существа смогут путешествовать во Вселенной при помощи одного лишь разума, преодолев расстояния и силу тяжести (по мысли Циолковского освоение космоса объединит людей в единое, непрестанно увеличивающееся государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной). Эволюция-С.
С конца XIX столетия он публиковал рассказы, где подробно описывал не только ракеты, способные взлетать в космос, но и жизнь на других планетах, облик инопланетян. На одной из них, например, люди сотканы "из материалов незамерзающих и пластичных. Питаются солнечным светом и… имеют "изумрудные" крылья".
Модернизм тем и прекрасен, что это утопия. Такая тотальная, эпохальная утопия — футуризм или пространство будущего (можно обозвать это и фантазиями, а Циолковского фантастом, но тут, скорее, искренняя вера и мечта, а это, все же, немного другое).
Существует четыре философских принципа, на которые опирался Циолковский и которые русский космизм исповедует до сих пор (сейчас будут слова-ругательства😂):
1️⃣ панпсихизм — признание чувствительности всей Вселенной.
2️⃣ монизм — материя едина и основные свойства ее во Вселенной одинаковы.
Т.е материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, и что важно — человек и Вселенная тоже едины (микрокосмос и макрокосмос).
Ругательства закончились 😂
3️⃣ бесконечность — сила космического разума и Вселенная бесконечны.
4️⃣ самоорганизация — Вселенная сама
выстраивает собственную структуру.
Резюме: космисты размышляли над дальнейшими перспективами развития человечества, стремились познать законы Вселенной, признавали соразмерность человека и Космоса, сочиняли теории эволюции всемирного пространства.
Художники от них, как вы понимаете, не отставали. И поскольку в философии космизм не представлял собой цельного учения, в искусстве он тоже весьма разнообразен — от Николая Бенуа и Рериха через Малевича, Матюшина и Кандинского к Филонову, Челищеву, Чекрыгину, Петрову-Водкину… и поздней Гончаровой.
Идея такая: писать картины как раньше, напоминающие земную жизнь, недостаточно. Потому что, то же разложение атома воспринималось тогда как внезапное крушение всего мира — колоссальное впечатление.
Ух, видит Бог, хотела я покороче 😂
В общем, все они ⬆️ и много кто еще представлены на выставке в корпусе Бенуа.
Фото с экспозиции не все, только самое самое, что мне понравилось или показалось любопытным ⬇️⬇️⬇️