К венцу. Прощание. ФрагментК венцу. Прощание. Фрагмент
В своем искусстве ему удавалось передать ту неуловимую грань прекрасного и жалкого, что отчетливо прослеживается в картине «К венцу. Прощание». Так уж повелось у передвижников, к коим принадлежал Маковский, что даже самые радостные моменты жизни подавались трагично – так художники пытались обратить внимание на социальные проблемы в обществе.
В. МаковскийВ. Маковский
Картина «К венцу. Прощание» довольно красочно повествуют зрителю о том, что счастья в ней искать не следует. По сюжету, невеста приходит к пожилому отцу попрощаться перед тем, как она вступит в брак. Договорной брак, не по любви. Который еще не случившись, уже сделал девушку несчастной.
Маковский не побоялся писать в столь трагичном облике свою дочь Елену, которой был 21 год на момент написания картины в 1894 г. Образ девушки получился очень цельным. В белом подвенечном платье она стоит перед отцом и не смотрит ему в глаза. Приглядевшись, мы замечаем на юном лице слезы.
К венцу. Прощание. В. МаковскийК венцу. Прощание. В. Маковский
Голову невесты украшает венок из флердоранжа, белоснежных цветов померанцевого дерева, символизирующих в искусстве невинность и благородство. Она приносит себя в жертву, осознавая, что больше некому спасти семью от падения. Отец ее болен (о чем свидетельствует множество склянок с лекарствами на столике) и беден (обстановка комнаты довольно скромная, а сам старик кутается в пледы и поношенный сюртук).
Моделью к написанию образа старика-отца художнику стал его приятель художник-акварелист Фёдор Ясновский, которому на момент написания картины было шестьдесят. Но выглядит он стариком гораздо более глубоких лет.
Ясновский Фёдор Иванович — модель отца на картинеЯсновский Фёдор Иванович — модель отца на картине
На коленях отца невесты поверх пледа лежит довольно толстая книга, возможно, она является отсылкой к идеям социализма и народничества, которыми художник увлекся в какой-то момент.
Фрагмент картиныФрагмент картины
В целом, картина «К венцу. Прощание» спокойная, драматизм, ее скрыт в глубине образа героини, но динамика все же есть. И это заставляет нас размышлять, каким будет ее следующее действие: она упадет на колени и начнет рыдать на коленях у отца или же гордо вскинет голову и выйдет за дверь, так и не проронив несговорчивой слезы?