Фрагмент картины А. БуракаФрагмент картины А. Бурака
Живопись Бурака можно назвать интеллектуальной. Его искусство не просто – красивое и визуальное, это настоящие истории о людях и ситуациях, порой не самых лицеприятных, и тем не менее правдивых и важных.
Александр БуракАлександр Бурак
Неудобный реализм и погружение в размышления на различные социальные темы присутствуют почти в каждом его произведении. Так совсем недавно мы разбирали другую его выдающуюся работу о пожилой матери, приехавшей ко взрослому сыну за материальной помощью.
Удивительно, что официальный курс идеологии искусства в 1950х гг. (когда писались картины Бурака) был совсем иным, чем авторское видение художника. Но творчество его сохранилось и дошло до наших дней.
"Недоглядели", 1959 год."Недоглядели", 1959 год.
И так вместо улыбчивых рабочих на целине, задорных крестьянок, простых и счастливых советских людей в рамках соцреализма, искусство обогащается неприятными, но важными для освещения сценами из повседневной жизни советских людей. Которые живут богаче, чем было принято говорить при пролетариате, которые не хотят помогать старушке-матери, тянуться к недостижимым идеалам и строить что-то неизвестно что.
Картина «Недоглядели» А. Бурака, о которой мы говорим сегодня, наполнена искренней родительской озабоченностью. Художник не стал прописывать интерьер комнаты досконально, но в затемненном фоне мы угадываем все признаки интеллигентной семьи: обставлено все просто и со вкусом, в комнате множество книг, фортепиано, картины, вазы.
Фрагмент картиныФрагмент картины
На переднем плане отец юного героя – он скрестил руки на груди и озабоченно смотрит прямо перед собой. Во взгляде читается лихорадочный бег мыслей – что же мы сделали не так? Где оступились?
Строгость отца контрастирует с нежной вовлеченностью матери. Женщина пытается разглядеть в лице сына что-то неуловимое. Тогда как сам герой (лица которого мы не видим) дремлет в кресле-качалке, выронив из пальцев дымящуюся сигарету.
Фрагменты картиныФрагменты картины
Тема пьянства (в том числе молодежного) очень распространена в советском искусстве. Но здесь она раскрыта с особенной драмой. Ведь семья, обстановка, воспитание – все говорит о том, что виновных в семейной трагедии стоит искать в другом месте.