Время от времени я натыкаюсь на любопытный черно-белый кадр: цирковой слон (если точнее, то слониха) проломил стену вагона подвесного монорельсового поезда и падает в реку. Это – реальная история, случившаяся в 1950 году, однако к фотографии есть вопросы. В своем блоге «Визуал» я регулярно разоблачаю фотофальшивки. Давайте попробуем разобраться, что на самом деле произошло в немецком городе Вуппертале чуть больше 70 лет назад.
Это известное фото даже продавали по миру в виде открыток. Но есть нюанс. Это известное фото даже продавали по миру в виде открыток. Но есть нюанс.
Вуппертальская подвесная железная дорога была запущена в эксплуатацию 1 марта 1901 года и – не поверите! – до сих пор используется. Её особенность в том, что это монорельсовая подвесная система. На протяжении 10 километров поезд идет над рекой Вуппер на высоте 12 метров и ещё несколько километров над улицами города. За 120 лет произошло три крупных ЧП: в 1999 году воздушный трамвай упал в реку, так как ремонтники забыли на пути металлический зажим. В 2008 году монорельс ударился об автокран. Ну и в 1950 году из вагона №13 выпала цирковая слониха.
То, что слониха цирковая, вовсе не означает, что имел место хорошо подготовленный трюк. Как раз наоборот – никто не ожидал ничего подобного. Директор Франц Альтхофф просто хотел привлечь внимание к своему цирку, приехавшему с гастролями в Вупперталь. Вы наверняка знаете этот древний пиар-прием: как только в город прибывает цирк, оттуда обязательно якобы сбегает дикий питомец, об этом пишут все газеты и снимают сюжеты телевизионщики, а циркачи лишь рады бесплатной рекламе. Альтхофф же любил в промо-целях кататься на общественном транспорте со слонихой Туффи.
Начало 1950-х годов. Фото (здесь и далее): общественное достояние. Начало 1950-х годов. Фото (здесь и далее): общественное достояние.
Туффи родилась в Индии в 1946 году и почти сразу попала в цирк. Некрупная слониха отличалась спокойным характером, и Альтхофф любил брать её с собой. Туффи побывала на приеме у мэра одного германского города, в другом помогала строителям на стройке, но чаще всего она ездила в трамваях, вызывая небывалый ажиотаж. Поскольку в Вуппертале главной достопримечательностью была подвесная железная дорога, естественно, именно на ней Франц Альтхофф и захотел прокатиться со слонихой 21 июля 1950 года.
Сегодня такое вряд ли бы кто разрешил, но в середине прошлого века люди ко всему относились как-то проще. В том числе и к вопросам безопасности. Я прочитал в немецкой прессе, что дежурный диспетчер без проблем выдал разрешение на перевозку слонихи. Альтхофф купил четыре билета для Туффи, взял с собой 12-летнего сына Гарри, журналистов и нескольких зевак и все они вместе с Туффи забились в вагон со счастливым номером 13.
Вуппертальская подвесная железная дорога действует уже больше 120 лет.
Вуппертальская подвесная железная дорога действует уже больше 120 лет.
Несмотря на то, что юная слониха хорошо переносила трамваи, путешествие на монорельсе ей совсем не понравилась. Много шума, непривычные углы подъема и повороты, тряска… В общем, буквально через две минуты с начала поездки, Туффи задрожала, начала трубить и бить хоботом по окну. Она разбила чье-то фотооборудование, потом побежала по узкому вагону и со второй попытки проломила стену. Началась паника, Альтхофф никак не контролировал ситуацию. А слониха просто вывалилась из вагона с высоты в 12 метров. Директор цирка уже было собирался сигануть за ней, но его удержали сын и журналисты. Им всем пришлось ехать до следующей станции.
В начале 70-х в Германии вышла детская книга о Туффи. В начале 70-х в Германии вышла детская книга о Туффи.
Удивительное дело, но Туффи отделалась парой царапин. Она упала в реку Вуппер, и пусть в том месте было совсем неглубоко, удар смягчило илистое дно. Слониха сразу поднялась и сама выбралась на берег. С ней всё было в порядке. Позже был суд, Альтхоффа и диспетчера, выдавшего разрешение, оштрафовали. Туффи прожила, выступая, до 1989 года. Не смотря на то, что свой земной путь она окончила в Париже, слониху до сих пор хорошо помнят в Вуппертале. Она местная знаменитость, есть несколько арт-объектов, посвященных ей, молочный бренд «Туффи», а в 1970-м вышла детская книга о том случае на монорельсе.
Присмотритесь к пролому в стене и всё станет ясно. Присмотритесь к пролому в стене и всё станет ясно.
Что же касается знаменитого фото… Несмотря на то, что в поезде вместе со слонихой ехали журналисты, всё произошло быстро и никто не успел сделать снимок. Кадр со слонихой, выпавшей из вагона подвесного монорельса – это монтаж, который однако стал очень популярным. Кадр даже продавали на открытках туристам. Сегодня некоторые ошибочно считают фотографию документальной, но мы-то с вам знаем правду. Читайте «Визуал», чтобы всегда знать, как всё было на самом деле. Поддержите канал лайком и подпиской, ведь согласитесь, подобные истории каждый день не услышишь.