Карл Шпицвег "Книжный червь"
"… можно любить и персиянку, и китаянку, и египтянку в их живописном и натуральном изображении, но приходится считаться и с другими явлениями новой фазы логики искусства, которое вышло из орбиты Рембрандт — Сезанн и Афродита — Магдалина… Как Эдисон не может возвратиться к первобытной технике изображения, так и новое искусство не может прийти к Рубенсу, Рембрандту и Сезанну… Придется массам все же разбираться в нем, как астроному с новым явлением в астрономическом пространстве…" (Казимир Малевич. Трактат 1/46 (Эклектика), 1925 год).
И чтобы в этом "астрономическом пространстве" не задохнуться, предлагаю вам читать мой блог 😂, а бонусом ➡️ топ-9 книг о современном искусстве ⬇️
1️⃣ Хедлайнер топчика: Дональд Томпсон "Как продать акулу за 12 миллионов долларов. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах".🔥
Все просто: книга Томпсона о том, как создать то, что будет продаваться, и как продавать то, что уже создано. Честно, бескомпромиссно, жестко про то, как все устроено в мире художников, галеристов, коллекционеров и дилеров. Как говориться, это маркетинг, детка, и ничего личного.
2️⃣ Брюс Альтшулер "Авангард на выставках. Новое искусство в ХХ веке".
История contemporary art не через историю трансформаций художественных объектов, а через историю изменений выставочных стратегий.
3️⃣ Артур Данто "Мир искусства".
Понятие "мира искусства" американский философ и критик Артур Данто ввел в 1964 году. В том же году Энди Уорхол, к слову, показал на выставке коробки, идентичные коробкам со стиральным порошком, но гораздо больше и сделанные из более крепкого материала. Событие, которое и заставило Данто поразмышлять над основными вопросами, связанными с проблематикой современного искусства. В частности, о границах и стирании границ между высоким и низким искусством, о статусе художественного произведения. В общем, интересное чтиво.
4️⃣ Филип Хук "Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я".
Ну что тут сказать? Филип Хук — известный искусствовед и сотрудник знаменитых аукционных домов Sotheby’s и Christie’s. Он знает все.😂
5️⃣ Сэм Филлипс "…Измы. Как понимать современное искусство".
Путеводитель по злачным закоулкам соврика.
6️⃣ Франческо Бонами "Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство".
Ответ на вопрос: почему я все-таки так не могу.
7️⃣ Нельсон Гудмен "Способы создания миров".
Гудмен заменяет вопрос о сущности искусства и поиске его корней на вопрос "Когда есть искусство?": в чем разница между искусством и не-искусством и почему больше нет различий между высоким и низким искусством.
Дело в том, что появление концептуального искусства, экспонировавшего тексты (Джозеф Кошут), совпадает с появлением других тенденций, основанных на идее, т.е концепте, подчиняющих или тесно связывающих с ней пластическое решение (Лэнд-арт, движение "Флюксус", группа "новых реалистов" во Франции и др). Здесь арт-объектами будут и полосатые щиты объявлений Бурена, и "пустота" (пустая комната галереи, выставка "Вакуум", 1958) Кляйна, и упаковки Кристо, и предметы каждодневного быта в экспозициях Кристиана Болтански, и камни или листья у Голдсуорси.
8️⃣ Сара Торнтон "Семь дней в искусстве".
Про арт-рынок и про художника в нем. Бонусом идут интервью с коллекционерами, критиками, владельцами галерей (Сара Торнтон — британский журналист и социолог, этим все сказано).
А дальше одна прелюбопытная книга, но, увы и ах, она не переведена на русский. Поэтому чтива для тех, кто шпрехает по-английски (хотя, может уже и перевели):
9️⃣ Piotr Piotrowski "Art and Democracy in Post-communiste Europe" (Петр Пиотровский "Искусство и демократия в посткоммунистической Европе"; нет, это не наш Пиотровский и нет, я не знаю родственники они или нет).
Повествование построено на примере двух важнейших событий в мире соврика, произошедших на выставке Interpol в Стокгольме в 1996 году: 1) перформанс Олега Кулика, когда он в роли бешеного пса, покусал нескольких зрителей; 2) перформанс Александра Бренера, когда он разрушил работу американской художницы.