Кукрыниксы «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)» (1967)
Кукрыниксы – это уникальный творческий коллектив из советских художников, работавших совместно над многими произведениями, в том числе, в военное время. Само слово «кукрыниксы» является аббревиатурой из фамилий и имени участников: Куприянов, Крылов и Николай Соколов.
На войне
Основным достижением этих людей можно считать визуальную передачу хроники событий Нюрнбергского процесса. Присутствуя на многочисленных заседаниях, художники делали зарисовки и карикатуры, которые тут же отправлялись в Москву на печать в «Правде».
Считается, что самим подсудимым эти нелицеприятные картинки тоже показывали и на каждом заседании они старались сесть так, чтобы русские рисовальщики их не видели.
Каррикатуры
Вклад Кукрыниксов в антифашистское искусство бесценен, яркой его частью является монументальная работа с длинным названием «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)», созданная в 1967 году. Обратимся к ней.
Кукрыниксы «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)» (1967)
Большую часть пространства картины занимает изображение с проектора – это фильм о жертвах нацистов, который смотрят участники процесса. Авторы специально сделали экран доминирующим в пространстве, чтобы лучше были видны страшные подробности.
Изможденные жертвы, оголенные части тела, мертвый младенец – детали полотна повергают в дрожь. Зрители нижних рядов – защита и обвинение – сидят в полумраке, а лица самих участников процесса ярко освещены дополнительными лампами. Так психиатры отслеживали реакцию нацистов на увиденное и сказанное.
Фрагмент картины
В верхнем ряду Кукрыниксы написали образы самых известных участников злодеяний нацистского режима: Геринга, Гесса, Риббентропа, Кейтеля и так далее. И в зарисовках, и в живописи ясно чувствуется идея авторов, передать звериную сущность нацистов. Они обрюзглые и омерзительные, смахивающие на скот, творящие нечеловеческие безумства – это должно было читаться в их лицах.
Фрагменты картины
У некоторых таких персонажей на лицах недоумение, словно они не понимают, как и для чего оказались на этом процессе. Часть из них не могла поверить, что война окончена, другая часть – что они действительно виноваты в страшных преступлениях, причем перед всем человечеством.