Русалка — самый пронзительный и противоречивый образ славянской мифологии. Образ Русалки в русском искусстве.

Славянская мифология, существа и боги в языческих верованиях наших предков – одна из самых загадочных тем в истории, которая и по сей день вдохновляет художников, писателей и музыкантов. Хотя крещение Руси состоялось более 1000 лет назад, дохристианское культурное наследие не исчезло бесследно.

Славянская мифология объединяет целый пласт духовной культуры, связанный с религией, мировоззрением и творчеством древних народов. Она формировалась на протяжении многих лет до принятия христианства.

Русалка - самый пронзительный и противоречивый образ славянской мифологии. Образ Русалки в русском искусстве.

Фото из свободных источников. И. Крамской "Русалки".

После крещения Руси языческое наследие частично уходит в прошлое, а частично сохраняется, обретает новые формы и смыслы, сливаясь с христианскими образами и символами.

В 19 веке древние мифы обретают второе рождение. Растет самосознание славянских народов. Создаются произведения искусства, где активно используются мифологические образы древних славян.

Одним из таких образов была и остается Русалка. Каждый современный человек знает о существовании такого мифологического существа.

Возраст многих языческих легенд по расчетам исследователей достигает 3000 лет. Их истоки создания уходят корнями в неолит или даже мезолит – коло 9000 лет до нашей эры. И хотя до нас не дошло ни одного оригинального источника с описанием вымышленных существ из славянской мифологии, они остались в народной памяти.

Наши предки обожествляли природу и населяли ее множеством существ. Русалка – это женский дух природы, населяющий водоемы, поля и лесные деревья.

Типаж русалок вариативен, представления о них у разных славянских народов могут сильно отличатся. На Украине их и по сей день зовут мавками, а в Белоруссии – также купалками и водяницами.

Этимология слова « русалка» тоже объясняется по разному: чаще всего это имя соотносили к слову «русло» или «роса», но также существовали гипотезы о происхождении этого имени от прилагательного «русый», то есть – ясный, светлый.

Русалки продолжают список существ, появившихся благодаря «нечистым» "заложным" покойниками. На сей раз речь идет об утонувших девушках, некрещеных детях, и тех, кто умер незамужними, проклятыми или похищенными нечистой силою. Так на Урале их считали проклятыми, обреченными нести бремя своей участи до второго пришествия.

Хотя по другим легендам русалки, как и люди смертны. Они доживают в этом облике свой «земной срок», а потом погибают. Считалось, что русалки наделены тем же характером, привычками и вкусами, которые присущи людям, ставшими ими. Самые активные и непримиримые русалки это те, кто умер со страстным желанием или мечтой или те, кто при жизни обладал беспокойным характером.

Народный календарь называет период, предшествующий празднованию Троицы, Русальной неделей. Считалось, что именно в это время духи выходят из воды и могут «бесчинствовать», как и другие «нечистые». В белорусском Полесье эта неделя, в том числе посвящалась утопленникам.

По некоторым поверьям всем русалкам разрешено выходить из воды или леса в Светлое Христово Воскресенье в то время, когда вокруг церкви обносят плащаницу. Чтобы в храм не проникли русалки, его дверь старались запереть как можно крепче.

Образ русалок сильно отличался у разных племен древних славян. Маленькие девочки, юные девушки, иногда уродливые безобразные женщины – в народе русалок представляли по-разному.

Но у них всех были распущенные длинные волосы, что для крестьянок в былые времена считалось непристойным. Славянским русалкам был не свойственным рыбий хвост, это черта появилась в массовой культуре гораздо позднее и заимствована у морской девы из западноевропейских мифов.

Так восточные и западные славяне описывали русалок как молодых и шаловливых созданий, имеющих облик прекрасных девушек в белых одеждах или нагих, поющих восхитительным и заманчивым голосом прекрасные песни.

На севере же русалок представляли злыми и мстительными существами, по облику сходными с ведьмами, чертовками и лешухами. Русалки здесь были бледнолицыми, голыми, с зелеными глазами и волосами, всегда растрепанные и нечесаные. Встречающихся людей они завлекали для того, чтобы потопить или защекотать до смерти.

В Белоруссии русалок описывали как страшных, косматых баб, горбатых и заросших шерстью. Ходят они голые или в лохмотьях. В руках держат кочергу или клюку. Тело у них голубоватого, синего или черного цвета, как у чертей и бесов.

На юге России русалок описывали как высоких и тонких существ, холодных и бледных, в белых одеждах, с длинными распущенными волосами, закрывающими.

Мавка или навка, навами или навяками называли женское мифологическое существо, которое была разновидностью русалки. Это название произошло от понятия «нави», означающему мертвеца, прежде всего «нечистого». По легенде мавками становились дети, умершие некрещеными или по неестественным причинам.

Выглядят они как юные девушки или девочки, с венками цветов на голове. Но внешность обманчива, на спине у мавок нет кожи, и при отсутствии одежды можно разглядеть внутренние органы. Мавки или навки согласно поверьям любят соблазнять и заколдовывать мужчин, тем самым губя их. Эти образы русалок злые.

В народе советуют оберегаться от этих существ посредством чеснока или сильно пахнущих трав. Однако самое верное средство – крещение, которое неприкаянная душа не успела получить при жизни. Считается, что после окропления святой водой Мавка освобождается от своего проклятия, становится ангелом и уходит на небеса.

По поверьям, увидеть русалок можно и днем ( особенно в полдень), вечером и ночью. Самое любимое время у них это сумерки. Русалки могут появляться как группой, так и в одиночку.

Русалки, в первую очередь, олицетворяли стихию воды. Они имели особую власть не только над водой, но и над влагой вообще. После праздника Троицы русалки могли: насылать дождь, град, бурю; насылать засуху; заставлять реки разлиться.

Волосы у русалок практически всегда мокрые, и если у нее есть гребень, то она может затопить водой все окрестности. Пока она расчесывает свои волосы, с них струится вода. Если волосы высохнут, то русалка умрет.

Увидеть, как русалка расчесывает свои волосы или как она плещется в воде – дурной знак, знаменующий грядущую беду, связанную с водой. Считалось что русалка появляется возле того места, где скоро должен утонуть человек.

Расчесывание волос всегда было любимое занятие русалок, сидящих возле водоемов. Особенно им нравятся летние лунные ночи, когда они собираются плескаться, играть и прихорашиваться.

Люди считали опасными для купания часы, когда могут появиться русалки. Это — полдень, полночь, утренняя и вечерняя заря. Русалок можно встретить и в лесу, где они бегают среди деревьев, водят хороводы, пляшут и поют песни. Любят кататься на ветвях деревьев. Особенно им нравится плакучие березы, которые девушки завивают на Троицу.

Русалки могут приходить и на поля, где они кувыркаются и вьют венки. И хотя русалки избегают людей, но могут появится и в деревне, чтобы заплести лошадям гривы, украсть пряжу или не благословленную еду.

По поверьям русалки могут просто веселиться и шутить, а могут сильно навредить. Образы русалок у древних славян были противоречивые, изменчивые и непредсказуемые, неслучайно русалки всегда были женского пола.

С русалками связаны и праздники русалии. Русалиями восточные славяне называли праздник в память умерших с поминальным обрядом( поминальные дни). Русалии отмечались в канун Рождества Христова, богоявления (зимние Русалии), на неделе после Троицы( русальная неделя) или в летний Иванов день( день на Ивана Купала) Словом русалия /русалии в древнерусских источниках назывался праздник Пятидесятницы. Во время Русалий песни и гуляния затягивались далеко за полночь. «Русалии» или мужские дружины устраивали особые хороводы вокруг больных людей, исполняли обрядовые танцы, чтобы их исцелить. Так магически лечили людей, заболевших «русальской» болезнью. Считалось, что эту болезнь насылали русалки.

Древнейшее упоминание русалий – граффити№23( по А,А, Медынцевой) в Новгородской Софии, датируемое серединой 11 века. Участвующие в обряде женщины названы русалками в «Слове о злых женах» по списку «златой Матицы», датируемому по водяным знакам второй половиной 1470 г.- началом 1480 г.

Вера в русалку, как мифологическое существо, связанное с водой, лесом было практически востребованным у древних славян, живших в непосредственной близости с природой. Вернее сказать, они были сами ее частью.

Русалки пришли в русскую литературу из фольклора в конце 18 – начале 19 веков. А. С. Пушкин из сказаний и песен своей няни, многое знал о русалках. Его знаменитый пролог к сказке «Руслан и Людмила», где на дубе у лукоморья «русалка на ветвях сидит» знает сейчас каждый. Образ русалки помогает поэту подчеркнуть сказочную атмосферу произведения.

У А. С. Пушкина есть и стихотворение об этих мифических существах. Месяц – это солнце русалок. Об этом говорит Пушкин в стихотворении «Русалка»: «Мы ночью всплываем, нас греет луна».

У писателей и поэтов образы русалок тоже очень разнообразны. Героиня стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» – это « чудо морское с зеленым хвостом, хвост чешуею змеиной покрыт».

У Н. В. Гоголя в « Майской ночи» русалки – девушки в белых рубашках: «Тело их было сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебристом месяце».

В «Записках охотника» И.С. Тургенев крестьянский мальчик рассказывает страшную историю о том, как деревенский плотник пошел в лес, заблудился и к ночи задремал. Вдруг слышит, что кто-то зовет его: «…глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается… и такая сама вся светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный… она, знай, хохочет, да его все к себе этак рукой зовет». Плотник еле нашел в себе силы перекреститься. Русалка перестала смеяться, заплакала и пропала.

Знаток русского фольклора В. Даль говорит о русалке как сказочной обитательнице вод, но не описывает ее облик, так как представления о нем меняются от местности, где проживали славяне.

Образы русалок в народном фольклоре всегда загадочны и интересны. Они не бывают только положительные и отрицательные. В них сплавляется множество качеств, от демонически пугающих до нежных и трогательных. Это приближает образ русалки к человеческому.

Русалка это грустное, печальное существо, у которого не сложилась реальная жизнь. Они иногда мстят людям, иногда прячут свои чувства за весельем и играми. Образы русалок обогащают народное творчество и русскую литературу.

Таким образом, мы выяснили, что образы русалок в славянской мифологии и литературе противоречивы и разнообразны. Отношение к женскому духу природы, к русалкам зависит от разных чувств, которые вызывает сама природа: от восхищения красотой, до пугающих стихий. Образ русалок меняющийся, непредсказуемый и опасный, как природа, окружающая нас.

Образы русалок использовались в русском народном творчестве, в прикладных произведениях искусства: вышивки, росписи, резьба по дереву, лаковых миниатюрах. Здесь они были сильно стилизованы, в них упор делался на декоративность и магическую сторону образа. В более поздних вариантах присутствует зарубежное влияние, где русалки изображаются с хвостом.

Позже тема русалок стала встречаться и в таких областях искусства как живопись. В 19 веке к этой теме обратились передвижники. Так Иван Крамской пишет картину «Русалки». Художник очень любил творчество Гоголя, много раз перечитывал его произведения. Особенно его поразила «Майская ночь или Утопленница». И. Крамской погрузился в мир славянских мифов, с ведьмами, колдунами, русалками и волшебными лунными ночами.

И хотя художник пишет мифологический сюжет, где все кажется сказочным: дом на горе, дремучий лес, глухой, заросший пруд, девушки русалки, он хочет рассказать о настоящей жизни. Мы слышим задушевную песню, чувствуем беспокойство и жалость к тем «земным» крестьянским девушкам, у которых так печально сложилась судьба.

Художник пишет поэтическую, полную романтизма картину, где на берегу реки в лунную ночь расположился целый сонм утопленниц. Живописные позы унылы, бледные лица полны безысходной тоски. На всем полотне лежит глубокая печать тихой грусти.

Сам образ русалок у художника очень романтичен. Белые одежды, красивые и печальные фигуры русалок, которых художник пишет в образе прекрасных девушек. Одна смотрит вдаль, другая – собрала букет цветов, третья пригорюнилась, сидя на мостике. Реальные, понятные жесты и эмоции. Художник как бы подчеркивает, что русалки были людьми и остались в человеческом облике, даже став духом.

Здесь нет ничего пугающего в самих девушках. Скорее темнота ночи, глухой лес и лунный свет создает атмосферу мистицизма. Ночной пейзаж, да бесконечная тоска говорит нам о том, что здесь изображены русалки.

Этот сюжет пишет и К. Маковский в картине «Майская ночь» . Хоровод русалок тает в лунном свете, в мерцающих ночных облаках. Мистическое, непознанное и тревожащее душу охватывает зрителя, заставляет испытывать множество чувств: от страха, ужаса, печали до пьянящего восторга от красоты летней ночи и русалок, танцующих в отблесках луны. Наверное, такие же эмоции и возникали у древних славян, при упоминании русалок.

Образ русалок у Маковского более экспрессивен и динамичен, чем в картине у Крамского. В танце при лунном свете, уносящем обнаженные фигуры, есть что-то демоническое, страстное. Здесь нет индивидуальностей образов, они все в общем вихре колдовского танца.

Обнаженные прекрасные фигуры, летящие в воздухе, воспринимаются как мифологические образы, в них нет реальности, человечности. Нет и печальной созерцательности, грусти как у Крамского. Маковский концентрируется на неистовой страсти, объединяющих всех русалок в единый танец. Это неуправляемая стихия с женским началом.

Отдельно нужно сказать о художниках, которые делали иллюстрации к произведениям русских писателей, посвященным русалкам. Так К. Маковский рисовал иллюстрацию к произведению Гоголя Н.В. « Майская ночь».

Гоголь своим произведением «Майская ночь» поднял огромный пласт славянской мифологии и пробудил интерес общества к нему.
Русалки у Н. В. Гоголя, хотя и живут в воде, ничем не отличаются от людей. Когда читаешь произведение, то не возникает противоречия между человеческим обликом и сущностью духа русалки.

Так русалка в повести — это несчастная панночка, утопленница. Она очень красивая: бледная, с темно-русыми волосами и прекрасными заплаканными глазами. Нет ей покоя, пока злодейка, погубившая девушку, рядом.

Паночка своими чарами хотела заманить к себе парубка Левко и повлиять на него, чтобы он ей помог найти злую мачеху-ведьму. Ведьма прячется среди русалок, и только человек сможет ее узнать в хороводе. В ответ на его помощь, русалка панночка отвечает добром. Писатель проводит черты между несчастными русалками, и злыми силами.

М. Врубель делал иллюстрации к стихотворению Лермонтова «Русалка». Образ русалки у Врубеля слит со стихией воды. Она практически ей тождественна. Божественно красива и так же непредсказуема. Роскошные волосы, горячий взор, страстный поцелуй и дыхание смерти.

Художник в своей иллюстрации смог передать настроение стихотворения Лермонтова, где русалка пела о мертвом витязе. Образ русалки, способной жить на «реке голубой» и видеть красоту «мерцания дня», и тоскующей о безответных чувствах хладного рыцаря.

Тема русалок, которых можно отнести к призракам и потустороннему миру, в произведениях искусства считалась многими очень опасной. Люди полагали, что мифы древних славян, сюжеты произведений на их основе, такие как у Гоголя сводят с ума художников и зрителей.

Даже на выставке в Третьяковской галерее, где висела работа художника И. Крамского « Русалки», сотрудникам слышалось по ночам пение, чувствовалось прохлада ночной воды. Сам Третьяков, зрители в галерее отмечали, что на эту картину нельзя долго смотреть, она тревожит и отнимает силы. Ходили слухи, что какая-то студентка, долго смотревшая на работу, утонула в Яузе.

Тогда Третьякову посоветовали перевесить картину И. Крамского «Русалки» в дальний угол галереи, чтобы днем на нее не падал солнечный свет, потому что «русалкам тяжело на солнце, поэтому они не могут успокоиться». Третьяков, далекий от суеверий, прислушался к советам, картину перевесили. Удивительно, но жалобы на работу И. Крамского «Русалки» прекратились.

В конце 20 и начале 21 века тема русалок приобретает второе рождение на волне возросшего интереса к культуре и мифологии древних славян. Современные художник часто и по-разному раскрывают сложный образ мифологического существа – русалки.

источник

Ваш комментарий