К сожалению, от творческих кризисов и срывов не застрахован ни один художник. Мало того, они неизбежны, и являются своеобразным фактором роста. Не может быть в жизни ничего постоянного, положительного, и творчество не исключение.
Фото автора. Тяглов А.А. "Эмоциональный лес".
Пишет, рисует человек, а потом раз и чувствует усталость, отсутствие вдохновения или вообще желание работать. А может вдруг накатит чересчур критическое отношение к своему творчеству. Обычно в такие моменты художники и писатели начинают сжигать рукописи, эскизы и неудачные работы.
Самое печальное, что в этом состоянии легко уничтожить или переписать настоящие шедевры. Художник перестает видеть положительные стороны своих работ. Это можно назвать творческим кризисом.
Спровоцировать такое состояние может что угодно: болезнь, агрессивная грубая критика, творческие неудачи или ощущение, что этот этап творчества завершен, и нужно искать что-то новое. Относиться к таким периодам нужно совершенно спокойно. Ведь творческие кризисы, и даже далеко не единожды испытывает любой художник.
Просто нужно найти свой алгоритм выхода из творческого кризиса. Я для себя определила следующие важные моменты, которые позволяли мне пережить и выйти из такого кризиса.
1.Не делаю резких движений. Ничего не выкидываю, не переписываю и не раздариваю.
2. Если не хочу или не получается писать, то и не надо. Полностью отвлекаюсь от творчества и начинаю активно заниматься другими делами: делаю ремонт в ванной, сажаю огород, еду в поездку или просто ленюсь.
3.Главное стараюсь совсем забыть, что я художник. Не хожу в мастерскую, не открываю этюдник, избегаю разговоров о творчестве. Выдерживаю паузу. Эта пауза может быть разная по продолжительности: неделя, месяц, год. У меня были кризисы длинной в месяц, а был сложный период в жизни, больше двух лет. Там стояли вопросы выживания, а не творчества.
4.Постепенно я начинала возвращение к творческой активности. Начинала смотреть альбомы любимых художников, ходить на выставки, в музеи. Делала ревизию красок и холстов. Начинала готовить и грунтовать картон и холсты. Докупала краски и кисти. Чистила палитру. Готовила все к работе.
5. Потом выбирала несложную и приятную работу, чтобы начать писать. Для меня это пленер. Как бы, не было сложно в душе, берешь этюдник и идешь писать этюд, а сам процесс живописи потом увлекает, и проблемы забываются. Ведь общение с природой очень целительно. Кроме пейзажа, можно писать цветы или натюрморты. Можно делать иллюстрации. Писать портреты своих близких людей. Главное, чтобы не напрягаться с чересчур сложными задачами.
Сложные творческие задачи оставим на момент, когда кризис сменится вдохновением. Обычно так и происходит. Художник отдохнув, соскучившись по творчеству, быстро наверстывает время бездействия или отдыха. Это ведь только внешне художник не работал творчески, он все равно подмечал и запоминал яркие моменты жизни вокруг. У него появлялись мысли, мотивы и сюжеты, которые он теперь хочет донести до зрителя.
Возможно художник, что-то переоценил за это время, набрался творческих сил, у него ушла замыленность глаза и чрезмерно критический настрой.
Сколько раз бывало такое, работа постоит и воспринимается по-другому. Это можно отнести и к творчеству в целом.
Главные враг любого творчества это пресыщение. Пресытиться можно всем, поэтому важно следить, чтобы не делать долго что-то через силу. Устал от творческой интеллигенции, съезди в деревню. Устал писать заказные работы, сделай себе разгрузочные дни и напиши то, что давно откладывал. Надоели большие форматы, пиши этюды на маленьких картонках.
Нельзя надолго зависать в мастерской. Ведь художник должен передавать реальную жизнь вокруг. Поездки, общение с разными людьми, кардинальная смена условий жизни и природы не даст художнику исписаться и впасть в творческий кризис.
За кризисом будет творческий подъем. Это неизбежно, главное правильно его преодолеть. Надеюсь, моя статья будет вам полезна. Отвечу на все ваши отзывы и комментарии.