Во многом ход работы над пейзажным этюдом определяется характером самого мотива, но есть общие закономерности ведения этюда.
Рисунок для этюда я, как правило, выполняю кистью, набрасывая самые общие очертания пейзажа. Самое главное здесь определить верное местоположение предметов в пространстве, пропорции, ритм и характер основной формы.
Фото автора. Тяглова Н.В. "На старой ферме".
Это позволит не отвлекаться и не исправлять в дальнейшем рисунок, а просто писать в свое удовольствие. Нет хуже момента, когда ошибки рисунка вылезут на конечной стадии этюда, где уже все решено и написано. Переписывать и исправлять потом будет намного сложнее.
Когда пишется этюд, то художник и рисует кистью, уточняя форму предмета и тон. В этюдах рисунок сливается с самой живописью.
Фото автора. Тяглова Н.В. " Солнечный день".
Все этюды независимо от того контрастные ли на них отношения или сближенные начинают решаться с подбора двух-трех основных цветовых отношений. Весь мотив пишется обобщенно. Главное: правильно уловить отношения неба и земли. Уловить что светлее и насколько, и что теплее небо или земля.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Этюд с березой".
Именно правильное отношение неба к оттенку земли позволит передать силу освещения и найти главный цветовой мотив, преобладающий в этюде. Утром он будет один, вечером на закате другим. Серый пасмурный день будет отличаться от яркого, наполненного солнцем, дня.
Фото автора. Тяглова Н.В. " Серый день".
Если найдено это главное отношение «небо – земля», то этюд можно назвать состоявшимся. Очень интересны и показательны в этом плане сумрачные этюды Левитана, где мало деталей, а есть только верные цветовые отношения, и этюды воспринимаются живыми.
Самое сложное для начинающих художников это летнее время, когда необходимо почувствовать разнообразие зеленого цвета. Его нужно учиться видеть. Каждое дерево имеет свой особый оттенок. Кроме этого на цвет влияет освещение, воздушная среда и огромное множество цветных рефлексов.
Фото автора. Ткаченко — Тяглова Н.В. "На Самарке".
Деревья в верхней части кроны отражают небо, тени бывают теплее, а освещенная часть несет холодный зелено-серебристый оттенок. Листья, просвечивающиеся на солнце, горят яркой зеленью. Воздух смягчает все цвета, гасит их яркость и теплоту. Здесь при письме нужно избегать открытых красок, стараться подбирать смеси тоньше и мягче.
Фото автора. Ткаченко- Тяглова Н. В. "Старый снег ".
Этот же совет подойдет и для яркой осени. Чрезмерная яркость бывает ошибочна. Если прищурится, или сфотографировать мотив, а потом сравнить с этюдом, то будет видно, что в натуре все сложнее. Нет открытых желтых и красных. Цвета смотрятся яркими за счет всех оттенков рядом.
Этюды поздней осени или ранней весны, на мой взгляд, писать легче. Здесь много сложных и благородных цветов, и они сразу настраивают художника, особенно начинающего, на поиск цветовых смесей. Здесь нет соблазна, писать открытыми красками и бегать за эффектами.
В этюдах в это время года самый главный цвет — серый. Чтобы его правильно найти, нужно определиться, какой он: теплый или холодный. Если он теплый, то в нем преобладает розовый или охристый оттенок. Если серый цвет холодный, то в нем присутствует зеленоватый или синий.
В кратковременных этюдах форма предметов лепится обобщенно, основными плоскостями и их составляющими. То есть пишется большой свет и большая тень, обобщенно полутона и самые яркие рефлексы, без залипания в деталях.
Главная задача любого этюда — это создать единое целое, передать живую форму предельно точно. Художник ходит для этого на пленэрные этюды, чтобы уловить, почувствовать, научится видеть тончайшие цветовые отношения, игру теплых и холодных цветов. Этому можно научится только с натуры.