Эльза СкиапареллиЭльза Скиапарелли
"Ребенком Скиап была трудным, и это не изменилось. Кругом непрерывно повторяли, что она некрасивая, а вот ее сестра красивая; в конце концов она этому поверила и начала искать способы стать прекрасной. Покрыть лицо цветами, засыпав себя семенами, превратив его в райский сад, — как это восхитительно… Вот росли бы у нее на лице цветы — и стала бы она единственной в мире!"
Так писала о себе в третьем лице ЭЛЬЗА СКИАПАРЕЛЛИ в автобиографии "Моя шокирующая жизнь".
Она родилась в Риме в семье аристократов-интеллектуалов: отец Эльзы — именитый ученый, декан Римского университета, знаток исламской цивилизации и эпохи Средневековья, дядя — знаменитый астроном, поведавший миру о существовании "марсианских каналов", второй дядя — египтолог, обнаруживший гробницу первой жены Рамсеса II, царицы Нефертари. У нее не было шансов вырасти заурядной барышней.
Она взахлеб изучала древние культуры, зачитывалась греческой мифологией, страстно изучала философию и теософию, как губка, впитывала в себя историю искусств, обожала живопись и театр.
Восхищалась историей, культурой и религиозными обрядами древних народов — под впечатлением от этих знаний она написала сборник стихов "Аретуса", в 14 лет. И это были вопиющие рифмы — слишком откровенно-эротичные и страстно-жизнелюбивые стихи.
Чтобы обуздать бурные фантазии дочери, девочку определили в швейцарскую школу-интернат при монастыре. В ответ на строгие правила юная Скиапарелли объявила голодовку. Пришлось забрать ее домой. Потом был университет отца, побег от замужества в Лондон, несчастный брак, дочь Гого, Париж…
Именно в Париже она страстно полюбила моду.
Первым партнером Скиапарелли стала армянка-портниха — вместе с ней она разработала первые модели свитеров и трикотажных платьев с принтом, которые мгновенно стали хитами французских модниц. Узоры в виде омаров, пронзенных сердец, матросских татуировок, скелетов шокировали и притягивали одновременно.
Позже Скиапарелли назвали королевой принта. Чего у нее только не было — от изображений в виде лобстеров и кочанов капусты до африканских мотивов и газетных вырезок.
Ее модный дом "Скиап" (так звали Скиапарелли друзья) на Рю-де-ля-Пе стал центром парижской моды.
Ее боготворил Дали и ненавидела Шанель.
А Гала, та самая прекрасная и ужасная муза Дали, носила шляпу в форме туфли, которую создала Скиапарелли, потому что Усач с муравьедом однажды сказал ей, что предпочитает спать с ботинком на голове.
Кто не признал, на фото ГалаКто не признал, на фото Гала
С Дали они вообще изрядно позабавились — создали сумочки в виде телефона, яблока, воздушного шара, пудреницу (и сумку) в форме диска телефона и, конечно, легендарное платье с омаром в окружении свежей зеленой петрушки.
Любимым аксессуаром Греты Гарбо стала шляпа-таблетка (это действительно была имитация огромной таблетки американского аспирина, очень популярного в то время), а по эскизу Жана Кокто были созданы жакет с обнимающей талию рукой и знаменитое платье-обманка с вышивкой, в которой два женских профиля образуют вазу с цветами .
А какие у нее были пуговицы! В форме арахиса, шмелей, цветов, очень реалистичных морковок…
Она создала свой собственный фантастический мир моды, адептами которого стали такие знаменитые личности как, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Мэй Уэст, Гари Купер и многие, многие, многие другие — все сливки кинематографической элиты 1920х и 1930х (секс-бомба 1930х годов Мэй Уэст настолько часто заказывала одежду у Скиапаррелли, что даже изготовила гипсовый слепок со своей фигуры в форме Венеры Милосской во избежание слишком частых примерок).
Скиапарелли заложила основы того явления, которое сегодня именуется prеt-a-porte; именно ей приписывают изобретение подплечников; она первая придумала давать названия коллекциям (самые нашумевшие — "Цирк", "Музыка", "Астрология", "Языческая", "Остановись, смотри и слушай"); ввела моду на легендарный "шокирующий розовый", бижутерию и узор "рыбий хребет"; придумала "юбку-брюки", стала использовать молнию в одежде.
Нет, нет, это еще не все заслуги этой дамы. Она увековечила себя как дизайнер умопомрачительных шляпок — трио Дали+Скиапарелли+Кокто (в виде перевернутого ботинка, птичьего гнезда и телескопа… в виде бараньей отбивной). В первой четверти ХХ века открыть лоб полностью все еще означало то же, что крикнуть: "Я проститутка!" (это правило не распространялось только на театральные костюмы). Причудливые шляпы Скиапарелли отменили этот негласный закон.
А еще это она создала прозрачные каблуки и, барабанная дробь, скандальные раздельные купальники, БожеМойСрамотаТоКакая, телесного цвета.
Более того, она обращала внимание не только на силуэты, но и на качество ткани. Кора дерева, крепированная бумага, плюш с принтом горностая, морщинистая вискоза (за 50 лет до того, как Иссэй Мияке начал производить что-то подобное).
При изготовлении одежды из этих новых и непроверенных тканей возникла неожиданная опасность — у Дианы Вриланд, например, расплавилось платье в химчистке после того, как синтетическая ткань превратилась в химический осадок при контакте с чистящими жидкостями. Упс.
Европейская и заокеанская слава Скиапарелли продлилась вплоть до появления стиля New Look от Кристиана Диора — большинству женщин в послевоенные годы захотелось быть просто красивыми, а не шокирующими (пусть и в хорошем смысле).
Скиапарелли продолжала трудиться, выдумывая новые модели, но финансовые трудности заставили в 1953 году закрыть ее Дом моды, который сегодня, наконец-то, возрождается и начинает дышать полной грудью.
Эльза СкиапареллиЭльза Скиапарелли
Платье — скелетПлатье — скелет