Лукас Кранах Старший.Лукас Кранах Старший.
И мало кто решался вступить с ним в спор. Он логично, остроумно и жестоко отклонял любые доводы, которые были для него не приемлемы. А его высокомерное и пренебрежительное отношение к женщинам вообще не имело границ.
В общем, если видите на картине прелестницу верхом на старце (возможно с плетью!), знайте — это АРИСТОТЕЛЬ И ФИЛИДА или КАМПАСЛА.
Дело было так: увлекся еще юный Александр Македонский гетерой Кампаслой (или Филидой, разные источники дают нам разные имена), да так сильно, что ей времени уделял много, а завоеванию мира — мало.
Аристотеля, который был учителем Александра, сие распределение сил совсем не устраивало и он решился …. две версии происходящего:
Лука Лейденский.Лука Лейденский.
1️⃣ на разговор с девушкой.
Кампасла была дамой не промах — она поставила Аристотелю условие, что бросит Александра, если сам Аристотель покатает ее на спине, как лошадка. Достопочтенный философ встал на карачки и молодая барышня его оседлала.
2️⃣ на нравоучительную беседу с Александром,
после которой великий македонец укротил свой любовный пыл. Кампасле это, конечно же, не понравилось и она решила отомстить Аристотелю.
Женщина очаровала мудреца, да так, что тот сам стал искать встречи с ней. Условием близости (знак доказательства страсти) стало все тоже намерение Кампаслы оседлать Аристотеля. Старец согласился, ибо женские чары не имеют противоядия, а греховные забавы во все времена был в почете.
Ганс Бальдунг Грин.Ганс Бальдунг Грин.
Конец истории имеют одинаковый: именно в этот момент, когда барышня верхом на старце катается по комнате, в покои входит Александр.
Думате, Аристотель смутился? Не тут то было. Он сказал Александру: "Смотри, если она проделывает такое со мной, почтенным стариком, то что же она сможет сотворить с тобой?".
Мораль сей басни такова: красота и коварство женщины сильны, как Геракл, и вездесущи, как громовержец Зевс.
Ганс Бальдунг Грин.Ганс Бальдунг Грин.
Эта занимательная история под собой не имеет документального подтверждения в летописях античности. Однако в 1189 году эта притча была записана священником церкви Нотр-Дам в Руане — Анри де Андели и часто использовалась в церковных проповедях.
На Аристотелевы шашни
Царь, хохоча, глядит из башни
(Порой от хохота лекарства
Не раздобыть и за полцарства).
-Ха-ха, не дивные дела ли?
Да вас, учитель, оседлали! —
Кричит он. — Что на вас нашло?
Как вы попали под седло,
И, вот забавно, к той же даме,
Которую честили сими?
Меня хотели образумить,
А так успели обезуметь, —
Почище буйного бычка! (Анри де Андель, 1220)