Это сегодня всё просто: достал смартфон, несколько раз ткнул пальцем в экран и вот уже курьер «Яндекс.Еды» или другого сервиса доставки спешит к тебе. Отвез – ждет новый заказ. В прежние времена всё было немного посложнее. Ага, вы сами видите на снимках, как приходилось работать в первой половине XX века доставщикам лапши в Японии. Думаете постановка? Как бы не так!
Фото (здесь и далее): общественное достояние. Снимки разных лет, крайний справа относится к 1939 году. Фото (здесь и далее): общественное достояние. Снимки разных лет, крайний справа относится к 1939 году.
Черно-белые снимки доставщиков собы и удона сейчас нередко мелькают в соцсетях. Мне запомнилась одна шутка в комментариях.
Владелец лапшичной Sunabahonten (кстати, работает по сей день). Снимок сделан в районе 1945 года. Владелец лапшичной Sunabahonten (кстати, работает по сей день). Снимок сделан в районе 1945 года.
Дед: В молодости я возил лапшу на велосипеде, поставив тарелки себе на плечо. Вся конструкция была с меня ростом, может даже метра два.
Ты вместе с родителями (закатывая глаза): Да-да, дедушка, мы верим, всё так и было.
Фотография с соревнований доставщиков лапши. Фотография с соревнований доставщиков лапши.
Доставка в Японии появилась ещё в XVIII веке. Поначалу это было дорогое удовольствие, доступное только знатным и состоятельным. Они слали слуг в полюбившееся заведение и вскоре им привозили заказ. С годами тема стала популярной и массовой. Вот только с телефонной связью, сами понимаете, проблемы были – не то, что сейчас. Поэтому лавочники на велосипедах привозили готовые обеды в места скопления голодных – например, к офисам и учебным заведениям.
Мотаться туда-сюда с тремя тарелками было невыгодно. Опытные доставщики стали увеличивать количество перевозимой за раз лапши и некоторые достигли в своем ремесле поистине циркового уровня. Что тоже было здорово: издалека видно, хорошая реклама бизнесу, можно спокойно ездить на большие расстояния – поездка окупится. Вот, например, картина известного японского художника Сандзо Вады, нарисованная в 1941 году.
Картина «Доставщик собы» Сандзо Вады.Картина «Доставщик собы» Сандзо Вады.
Если честно, даже не верится, что такая ловкость возможна. Я поискал информацию и теперь думаю, что самые яркие кадры, относящиеся к 1930 – 1950-м годам были сделаны во время соревнований доставщиков. Да, проводились и такие состязания, и ключевыми факторами была высота «башни» лапши и скорость доставки.
Фото из послевоенного Токио. Фото из послевоенного Токио.
В начале 1960-х годов дорожная полиция Японии начала выступать против такого вида бизнеса. На улицах было все больше машин, и участились инциденты с участием доставщиков. Постепенно велосипедисты с лапшой на плече исчезли, оставшись в истории только на ярких, вывязывающих удивление фотографиях. На смену им пришли доставщики на мопедах и автомобилях, но это уже другой рассказ. Лучше напишите в комментариях, как вам снимки, впечатляют?