В своей откровенной статье «Почему я пишу» автор таких культовых произведений, как «Скотный двор» и «1984», Джордж Оруэлл размышляет над тем, почему же он выбрал такой жизненный путь, и называет причины, которые можно определить как «четыре основных мотива, заставляющие писать».
В каждом писателе они есть в той или иной степени, но их соотношение и влияние может варьироваться в зависимости от того, какая атмосфера царит в разные периоды жизни. Оруэлл полагает, что к причинам, из-за которых писатель берется за перо – а если перенестись мыслями в наш век высоких технологий, стучит изо всех сил по клавиатуре – можно отнести . А что двигало им самим – признание широкой общественности, признавался автор.
Густав Флобер
Один известный афоризм автора полностью демонстрирует всю глубинную суть его подхода к писательскому делу.
Автор романа «Мадам Бовари» умер в нищете, но несмотря ни на что он был безгранично предан своему делу и работал без устали, даже осознавая, что его труд, возможно, никогда не оценят современники. Однако сегодня можно сделать вывод, что если не современники, так потомки труд Флобера оценили. Не только во Франции, но и во всём мире.
Создатель романа «Белый Шум» Дон Делилло написал письмо, которое было опубликовано в 1996 году в апрельском номере Harper’s Bazar в статье Джонатана Франзена «Perchance to dream». В этом письме автор «Космополиса», который, кстати, был экранизирован маститым представителем независимого кино Дэвидом Кроненбергом, пытается разобраться, в чём же заключается роль писателей, читателей и произведений в культурной жизни Америке.
Он заявляет, что написание книги является «личной свободой выбора», и смотрит на этот вопрос без лишней сентиментальности.Делилло пользуется пишущей машинкой начала 1970-х Olympia SM9. В своём интервью журналу Salmagundi он признался, что ему нравится стук её клавиш, нравится смотреть, как слова появляются на бумаге и принимают форму. Для Деллило – это что-то из области эстетики: работая, он чувствует себя скульптором слов, которые создаёт.
Волшебные и фантастические истории Геймана захватывают тебя, как любимые сказки из детства, и содержат ненавязчивый философский подтекст. Их легко читать, они удачно скрашивают отпускное безделье, а пересказывать их – вдвойне приятное развлечение, потому что британский сочинитель Нил Гейман не только мастер увлекательно-мистических сюжетов, но и модный автор, который не выходит из тренда вот уже два десятка лет.
Гейман является одним из тех писателей, которые полностью погружаются в творчество. Для него важно понимать, о чём его истории, зачем он её пишет, что говорят и делают его герои. В этом случае писатель начинает ощущать себя одновременно и автором, и читателем. Происходящее на бумаге для автора сразу становится удивительным и волшебным, но вполне понятным и реальным.
У большинства людей сложился образ писателя, который сидит сгорбленный и трудится без сна и отдыха над своей следующей книгой, терзаемый муками вдохновения. В своих мемуарах «On Writing» Стивен Кинг даёт некоторые советы о нелегком писательском труде, основываясь на историях из своего детства, проблемах, с которыми ему пришлось столкнуться в начале своей карьеры, случаях, которые изменили его жизнь.
В своих мемуарах Кинг утверждает, что лучшие книги – это те, которые имеют личный характер. Он приходит к выводу, что писательство – это «обогащение жизненного опыта не только читателей, но и самого автора». А такая трактовка не очень вяжется с общими заблуждениями о творческих муках. Она скорее похожа на исцеление творчеством.
В США Трумена Капоте каждый знал в лицо. Писательская слава была нераздельно связана с его личными качествами, причём не самыми добродетельными, но, бесспорно, яркими. Своим образом жизни он фактически свел себя в могилу. Он устал жить, вероятно, потому, что целиком отдал себя бумаге, оставив на ней следы писательского пота и крови. В каждом его произведении – опыт личных переживаний и событий.
Автор таких произведений, как «Завтрак у Тиффани» и «В холодной Крови», уделял особое внимание стилю своих художественных произведений. Он стремился создать чёткий, ясный, экспрессивный стиль, изобилующий яркими описаниями. На первый взгляд его проза может показаться простой, но первое впечатление – обманчиво. В действительности, подбор слов автором прекрасен в своей лёгкости и экспрессивности.
Хемингуэя знают все. Знают, что был на свете писатель, предпочитавший пыльному кабинету палящее солнце Испании, трезвому образу жизни – вино, оседлости – постоянное движение вперёд навстречу, как бы это избито не звучало, приключению. В воображении читателя можно найти портрет бородатого мужчины в свитере. Но на самом деле мы знаем тексты, их автора мы знаем лишь отчасти. Мы не знаем, что он играл на виолончели, не знаем всех его разговоров с Паундом или Стайн, не можем сказать, что он чувствовал, читая Шекспира или разглядывая полотна Босха. Не знаем, как писались его романы.
В рецензии на первый роман Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце», которая была опубликована в 1996 году в газете The New York Times, говорится, что эта «увлекательная» история повествуется в достаточно «сухом, жёстком и аскетичном стиле». Это описание можно отнести ко всем работам писателя, и, в принципе, к его литературному подходу, который известен как «принцип Айсберга». Семь восьмых глыбы – под водой. Эта часть скрыта. Автор должен отсечь всё лишнее, чтобы передать свой опыт читателю.
Если вам всегда было интересно, какие невообразимые, но мудрые, идеи скрываются под широкополой шляпой создателя цикла сатирического фэнтези «Плоский мир», то вынуждены вас огорчить. Прежде всего, эти тексты писались ради полученного в процессе удовольствия. Его испытал автор, испытывает и читатель в процессе узнавания книги.
Терри Пратчетт обошёл современников и стал рекордсменом в Великобритании по продаже книг в твёрдом переплете. Он не отрицал, что во многом его успех зависел от его выступлений перед публикой и участия в телевизионных программах. На протяжении 1990-х годов Пратчетт вообще был самым читаемым автором во всей стране: общий тираж его книг приблизился к 50 миллионам. А это примерно 1% книг, когда-либо проданных в стране.
Микки Спиллейн – один из самых популярных американских писателей, культивировавший жёсткий стиль детектива, а также автор серии романов о частном детективе Майке Хаммере и один из самых оклеветанных авторов крутого детектива. Писатель относился к написанию произведений точно так же, как его герой Майк Хаммер к жизни. Скупой на эмоции. Жёсткий.
Вполне в духе американской творческой традиции, Спиллейн не считал себя гением или талантом, он был ремесленником. Полагал, что возраст и опыт помогают сделать произведения ещё лучше. Спиллейн честно признавал, что он пишет для того, чтобы развлекать и зарабатывать деньги. И то, и другое ему хорошо удавалось. Тиражи его книг, например, перевалили за 200 миллионов экземпляров. Несмотря на активное противодействие со стороны некоторых критиков, Ассоциация детективных писателей Америки признала его заслуги в развитии детективного жанра и в 1995 году вручила ему награду «Гранд Мастер».
Этот писатель как никто другой был предан своему делу. Фитцжеральд продолжал писать, даже несмотря на то, что он был физически сломлен после нескольких болезней и находился в состоянии банкротства.
В книге Эдмунда Вилсона под названием The Crack-Up, которая была опубликована в 1940 году, были собраны глубоко личные статьи и письма, проливающие свет на творчество Фитцжеральда. Хотя тон его произведений часто мрачен, повествование, переполненное проницательным и тонким взглядом на жизнь, напоминает нам, за что именно мы любим его произведения.
На своем сайте Джуди Блум делится разными советами и рассказывает истории из своей собственной жизни, чтобы помочь новичкам в писательском деле. Такая переполненная сентиментальностью и немного клишированная фраза могла бы прозвучать из уст любого писателя, попавшего в наш список. Однако в одном из своих интервью автор романа «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» делится более личными и в равной степени честными переживаниями.
Она рассказала одному интернет-изданию о том, как в детстве пыталась найти книги, в которых бы рассказывались истории, похожие на её собственные. Она искала книги, где речь бы шла о таких же семьях, как её – «не идеальная семья, но переполненная любовью, у которой, конечно, есть свои проблемы и свои скелеты в шкафу». Блум хотела написать о том, что ей казалось правдивым. Теперь найти такие истории и ответы на вопросы читатель может в её собственных книгах.