Сегодня расскажу про человека, пытавшегося загипнотизировать курицу. Снимок, который вы видите, очень известный. Я регулярно натыкаюсь на него в соцсетях, вижу сообщения на западных форумах и Reddit– там все, как говорится, в покатуху. Людей очень забавляет мужчина в кадре с выпученными глазами. Но кто он? И что вообще происходит?! Сейчас объясню.
Человек со снимка, сделанного не позже 1923 года – личность нетривиальная. Его зовут Владимир Гольцшмидт. Сам он себя величал «футуристом жизни» и первым йогом, но, по сути, был тем еще пройдохой. Гольцшмидт привлекал большое внимание на улицах любого города, где появлялся. Еще бы – огромный, привлекательный, мускулистый, без шапки в любую погоду, волосы посыпаны золотой пудрой, на руках – массивные браслеты. Накануне революции и после он много путешествовал по России с лекциями и почти всегда собирал полные залы. При этом, как писали потом в газетах, зачастую нес бессвязную ахинею.
«Футурист жизни» был знаком с Маяковским, Есениным – да много с кем из творческой богемы. Выступления его происходили примерно так: Гольцшмидт рассказывал публике, как важно вести здоровый образ жизни, не носить шапки и шубы даже в лютый мороз – закаляться. Читал стихи, чужие и собственного сочинения (откровенно плохие). А под занавес на сцену выносили толстые доски, и Владимир ломал их себе об голову. Еще он показывал дыхательные упражнения, поднимал тяжести, гнул предметы и заглатывал огромную печеную картошку целиком.
Публика была в восторге (хотя и критиков хватало). Йог Владимир довыступался до того, что заявил, что перестал есть и питается праной. Правда, скептики стали за ним следить, застукали в магазине за покупкой колбасы и чуть не побили. Но не рискнули – больно уж крепким был эксцентричный лектор.
Весной 1918 года Гольцшмидт поставил памятник… самому себе напротив Большого театра. Суть поступка он объяснил в дрянных стишатах.
Свой памятник протест условностям мещанства
Себе гранитный ставлю монумент,
Я славлю вольность смелаго скитанства
Не нужен мне признанья документ.
Долго памятник не простоял – его повалили в тот же день. Вскоре футуриста выслали из Москвы – за акцию «Долой стыд!», в рамках которой он гулял по улицам в костюме Адама. Дальше Гольцшмидт много гастролировал по России и рассказывал, что «истина одна: жизнь человека на Земле – величайшая радость». Самопровозглашенного первого российского и советского йога, культуриста и гипнотизера охотно приглашали в лучшие дома, а потом там… драгоценности пропадали. Ничего не доказано, но жалобы были и у Владимира даже однажды паспорт забирали до окончания следствия по делу о пропаже бриллиантовой броши.
Теперь, когда я дал вам портрет «футуриста жизни», вы и сами, наверное, понимаете суть номера с гипнозом курицы. Это не была шутка, Гольцшмидт всегда всё делал всерьез. Он уверял, что умеет гипнотизировать, но на деле был авантюристом. На его выступлениях посетители могли купить фотокарточки с лектором, где он представал в разных ипостасях: силач, гипнотизер, актер (в 1917 году Владимир снялся в фильме «Княжна Лариса»). Похоже, что кадр с курицей – один из таких снимков на продажу. Даже странно, что он дошел до наших дней и так сейчас популярен.
Что касается самого Гольцшмидта, то свой жизненный путь он завершил в 1954 году, как пишет очевидец, «в старости, болезнях и нищете». Что в общем-то и не удивительно.