Зачастую трудно понять и правильно трактовать современное искусство. Арт-объекты — вызов для традиционных форм искусства, а в России отдают дань традициям. Широкая публика думает, что понимает классическую живопись, скульптуру. Современные же художники не ограничиваются красками и кистями, а используют различные стили и жанры, материалы и инструменты, что сбивает с толку зрителя. Почему зритель в России, часто не понимает современное искусство рассказывает арт-директор художественной галереи Dordor Gallery в Москве Анастасия По.
Что не так с российским зрителем?
Современное искусство — сложный неоднородный мир. Российский зритель только начинает присматриваться к нему, посещать актуальные выставки и приближаться к пониманию сути арт-объектов. При этом не все готовы выходить из зоны комфорта, а искусство сегодня стремится быть провокативным. Однако современные авторы хотят быть услышанными. Яркие современные авторы — Илья Фёдоров , ОЧИ МОЙ , Мариам Дудучава , Александра Бланк , Roma Casus — создают свои произведения, исследуя себя и окружающий мир, вызывают на диалог зрителя и помогают контекстом понять произведения искусства.
Существует ряд причин, по которым широкая российская публика пока не принимает работы современных мастеров, готовых к провокации.
Консерватизм
В России человек, в силу исторических обстоятельств, полон консерватизма. В 1962 году Энди Уорхол создал работу «Банки с супом Кэмпбелл» , которая принесла ему известность, а в это время в Советском Союзе процветал социалистический реализм. Конечно, был и авангард, а нонконформисты своей целью ставили изменение общества с помощью искусства. Однако до широкой публики их «подпольные» работы не доходили.
«Банки с супом Кэмпбелл» Энди Уорхола
Отечественный арт-рынок и арт-сообщество находятся на стадии зародыша. Отсутствует культура инвестиций в арт-объекты. На западе и в Америке художники писали то, что хотел капиталист, в СССР — государство.
Выход за грани
Современные художники вышли за ограничительные рамки визуального восприятия. Широкая публика считает, что понимает классическое искусство, которое необходимо лишь созерцать. Современные же объекты находятся в 3D-измерении, а иногда в 5D. Глаза видят и передают мозгу одну информацию, а тактильные ощущения — другую. Иммерсивность в искусстве одновременно завораживает и пугает.
Современное искусство тревожит. Посещение музеев и галерей у большинства людей ассоциируется с расслабленным времяпрепровождением. Зритель привык, что классические экспонаты обладают эстетической ценностью. Глядя на Айвазовского , не нужно задумываться о смысле, не нужно прибегать к поиску контекста. А современные работы зачастую волнуют и побуждают к размышлениям о технологиях, феминизме, глобализации и других остросоциальных темах. Художники предлагают смотреть на привычные вещи под другим углом.
Углублённое изучение
Современный посетитель музейного пространства не любит искать справочную информацию об авторе, читать сопроводительный текст и узнавать, через что прошёл художник. В реалиях погружения в современное искусство — это обязательное условие, которое приближает к пониманию идеи автора.
Зритель не уделяет достаточно внимания изучению времени, социальной и политической среде, в которой создано произведение. Работы актуальных авторов — зеркало социальных и политических вопросов. Информация о стране, исторических событиях и о социальной атмосфере, при которых вырос и работал художник, увеличит шансы на понимание арт-объектов.
Так может нарисовать и ребёнок
Множество людей считает, что современные художники не умеют рисовать. На картинах изображена «мазня», напоминающая детский рисунок. Однако ребёнок не вкладывает пережитые эмоции и сложные понятия в рисунок, не исследует окружающую среду. Для художника же важна идея и контекст — этим он вызывает зрителя на диалог. Не стоит забывать, что Дэмьен Хёрст , автор «законсервированной» акулы, окончил Голдсмитский колледж. Эрик Булатов и Илья Кабаков — одни из самых продаваемых российских художников на Западе, окончили художественный институт имени Сурикова.
База знаний
Нужно просмотреть тысячи экспонатов, чтобы начать разбираться в современном искусстве. Знакомство с работами ключевых художников: Василий Кандинский , Казимир Малевич , Кузьма Петров-Водкин , Герхард Рихтер , Олег Кулик , Жан-Мишель Баския , Ян Фабр , Марина Абрамович— приблизит человека к лучшему пониманию истории современного искусства. Кроме биографии художников, поможет прочтение книг про современное искусство, например,"…Измы. Как понимать современное искусство" Сэма Филлипса , "Искусство перфоманса. От футуризма до наших дней" Роузли Голдберг, "Как продать за $12 миллионов чучело акулы" Дональда Томпсона .
Стоит освободиться от стереотипного мышления, чтобы понять современное искусство. Арт-объекты — не самоцель, а указатели на мысли и переживания автора, зеркало социальной и политической атмосферы. Художник или подробно «разжёвывает» смысл для зрителя, как Фрэнсис Бэкон , или не даёт вам ничего, как Йозеф Бойс и тогда следует изучить информацию самостоятельно.
Современное искусство заставляет выходить из зоны комфорта, расширять кругозор и интересоваться историей. Произведения искусства перестали обладать только эстетической ценностью, современные экспонаты призывают к исследованию.
Не забывайте подписываться на мой канал, ставить лайки и писать комментарии)
Пока-пока!