Одна из самых известных картин Репина — это, конечно, "Не ждали". Когда я была школьницей, то мне виделось на ней возвращение блудного отца семейства. Будто бы он бросил свою жену и детей, долго где-то кутил, а потом вернулся, как ни в чем не бывало. Когда я стала постарше, то поняла, что смысл у картины совершенно иной.
Полотно нам рассказывает о политехническом зеке, которого отправили в ссылку, а потом неожиданно сменили гнев на милость и он возвращается домой. Картина была написана в 1888 году, художник работал над ней четыре года. Можно предположить, что ссыльный был причастен к расправе над императором Александром Вторым в 1881 году, но это не так. Ведь там с заговорщиками лихо поквитались. Так что скорее всего, мужчина просто выражал несогласие с действием власти, за что его и отправили в ссылку, дабы усмирить.
Семья ссыльного абсолютно не надеялись на его возвращение, иначе они бы не были столь удивленные. Пожилая дама в черном (явно мать), привстала с кресла и кажется, что вот-вот упадет… У нее напряженная поза, и мне кажется, что она сейчас побежит обнимать сына. Тем более, сын у нее единственное, что осталось кроме внуков. Почему я так думаю? Она в черном, а значит вдова, подозреваю, что недавно почил отец семейства.
На заднем плане виднеется молодая жена и дети. Жена выглядит ошарашенной, но почему-то счастье в ее внешнем облике не вижу. Дети излучают любопытство, произошло событие, которое изменит их ставшую привычной жизнь. Прислуга во мнениях разделена. Одна женщина любопытна, как дети, а другая (горничная) не скрывает осуждающего взгляда.
Сам виновник всеобщего внимания чувствует себя неуверенно. Судя по робкой позе и испуганному взгляду, он давно раскаялся в содеянном. К тому же не знает, как примет его семья. Осталась ли верной жена? Узнают ли дети? Простит ли мать?
А вы что думаете?
PS. Кстати, изначально Репин нарисовал героя излучающим уверенность, твердо осознающим свою правоту, но со временем политические взгляды художника менялись, поэтому картина кардинально преобразилась.