У него жаба во рту!

У него жаба во рту!

Шарлатан в черном цилиндре и красном плаще, сова, собака, но это не точно, жабы, одна из которых аккурат во рту у жертвы, слепой вор-доминиканец и ВВП с блаженным взглядом монахини — ИДЕАЛЬНО 😂

У него жаба во рту!

Нет-нет, даже не пытайтесь его развидеть — это НЕВОЗМОЖНО 😂

Перед вами одна из пяти версий босховского "Фокусника" (1475-1502) — самая ценная и близкая к утраченному оригиналу. Хранится она в сейфе в коллекции музея Сен-Жермен-ан-Ле и выставляется исключительно редко. Либо потому что 1 декабря 1978 года картину похитили и обратно вернули лишь спустя год, 2 февраля 1979 года. Либо потому что на ней ОН запечатлен 😂

Вообще, есть мнения, что оригинал Босх в круге писал, как "Извлечение камня глупости", и это вполне убедительно — семантика отражения в зеркале очень близка босховской обличительной поэтике.

Итак. Перед нами типичная сценка из обычной средневековой жизни — фокусник-потешник, а между строк плут и мошенник, развлекает публику.

У него жаба во рту!

Первый маркер — сатира на людскую глупость и доверчивость: аккурат за подопытным зажиточным гражданином некто "слепой" в одеждах монаха-доминиканца пытается стянуть с его пояса кошелек, пока тот занят важным делом — исторгает из себя не то жаб, не то лягушек.

У него жаба во рту!

У него жаба во рту!

У него жаба во рту!

На него иронично, с едким прищуром глаз и, конечно, с любопытством (еще бы, лягушки/жабы изо рта выходят!) смотрит юный отрок — то про фольклор уже: "Тот, кто позволяет себя одурачить фокусами, теряет свои деньги и становится посмешищем для детей" (фламандская пословица)

У него жаба во рту!

Маркер второй — антиклерикальный. Тут священнослужителей выдает не только сообщник лицедея (именно доминиканцам в 1223 году папой Григорием IX была вверена инквизиция, ставшая тогда главным инструментом их власти), но и сами мошенник с жертвой — наряды их сильно напоминают красную кардинальскую сутану. У первого с прикрепленной к поясу корзинкой, из которой выглядывает голова совы (любимая босховская аллегория обмана, зла, дьявольских пакостей, безверия и всякой ереси), у второго — в том же месте ключи (намек на престол святого Петра = папство).

У него жаба во рту!

Т.е риторика "текста" такая — фальшивый фокусник пудрит головы зрителей также искусно и ловко, как и фальшивое духовенство, поскольку то было время, когда паства дурачила прихожан своими "спасительными" индульгенциями (т.е мзда отцам церкви и вуаля, прихожанин чист аки младенец Христос — грехи его отпущены; просто и без болезненного послевкусия).

Более того, извлечение лягушки — параллель с церковной процедурой изгнания дьявола (обряд экзорцизма). Помните, одна из казней египетских была как раз про нашествие лягушек/жаб (а еще кваканье в христианстве связывали с еретическим лежеужением, т.е с сатаной, а саму лягушку считали символом порока — папство в те времена грешило, кажется, больше любого самого неблагонадежного гражданина).

Итог: феерическая сатира Босха, где на первом плане вполне себе привычная бытовушка, а по факту обличительная смешная история — священник обманывает священника, у которого третий священник крадет деньги 👏👏👏

Что тут сказать? Не весь тот Путин, что ван Эйк 😂

У него жаба во рту!

Ах да, про собачку забыла. Ее трудно трактовать, скорее всего она просто друг фокусника — участник одного из его номеров (к столу приставлен обруч, через который хвостатый дружочек должен был прыгать).

Самый старый, дошедший до наших дней, подобный сюжет с фокусником и псом, как раз прыгающим через обруч, мы встречаем в работе 1460 года, написанной учеником Мазаччо.

У него жаба во рту!

Эскамотер, нарисованный учеником Мазаччо (ок. 1460)Эскамотер, нарисованный учеником Мазаччо (ок. 1460)

Есть, конечно, версии, что это не собака, а обезьяна — примета хитрости и зависти. Правда, откровенно говоря, мне сия трактовка не убедительна. Как сказал бы Станиславский: "Не верю".

Ну и про шляпу фокусника.

У него жаба во рту!

Шляпа эта относится к лордам того времени (вспомним знаменитого ВВП ван Эйка с портрета Четы Арнольфини 😁) Габсбургам и герцогам Бургундии . Многие фламандцы первоначально восстали против герцогов Бургундских, обвиняя их в том, что они без колебаний наживаются на богатстве страны. Да и положение их при Габсбургах не улучшилось, а продолжились притеснения и эксплуатация.

У него жаба во рту!

Более того, Габсбурги были защитниками светских и духовных интересов Папы. Они получали взамен десятую часть прибыли церквей. А еще именно Габсбурги тесно сотрудничали с доминиканцами, ибо, как уже говорилось выше, монахи эти были наиболее ценными помощниками Папы в борьбе с ересью в Нидерландах (когда великий герцог Максимилиан, первый Габсбург, правивший Бургундией, отправился в Хертогенбос — городок Босха, он проживал как раз в доминиканском монастыре).

А вообще, такая шляпа-цилиндр до сих пор эксплуатируется в качестве главной приметы фокусника. Во времена Босха же она, вероятно, была символом благородства и высшего среднего класса, и надевали ее плуты, чтобы выглядеть респектабельно.

источник

Ваш комментарий